Западно-Казахстанская область занимает пятое место по Республике по количеству погибших в ДТП, опережая в антирейтинге крупные мегаполисы и другие регионы. За последние два года в области произошло 500 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 143 человека из них 6 детей, 719 человек получили травмы из них 91 ребенок. Такая печальная статистика была озвучена на коллегии прокуратуры Западно-Казахстанкой области.
Открывая работу коллегии «О результатах анализа состояния законности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе при осуществлении пассажирских перевозок, а также обслуживания и содержания, автомобильных дорог за период 2020-2021 гг.» прокурор Западно-Казахстанской области старший советник юстиции Жандос Умиралиев обозначил необходимость выработки единого алгоритма взаимодействия всех уполномоченных органов для исправления текущей ситуации.
– Высокий уровень аварийности на дорогах в области является одной из острейших социальных и экономических проблем. В этом году за 8 месяцев число погибших достигло 67 человек, травмировано более 260 человек. В антирейтинге по смертности на дорогах наша область на пятом месте. Наши дороги были и остаются опасными для людей, - сообщил прокурор области.
В числе причин способствующих совершению ДТП Ж.Умиралиев отметил, ненадлежащее состояние дорог, организацию дорожного движения, низкую ответственность самих участников.
– По данным МИИР в ЗКО качество дорог остается одним из самых низких, 70% дорог требуют ремонта. Низкий показатель следствие многолетнего недостаточного финансирования, например, на текущий ремонт и содержание автодорог областного значения в 2021 году вместо положенных 3,5 млрд было выделено всего 700 млн. тенге. На содержание трасс республиканского значения выделено 1 млрд 300 млн тенге от положенных 2 млрд 800 млн тенге. И такая ситуация складывается из года в год. Также вызывает тревогу работа пассажирского транспорта, за последние два года в ДТП с участием пассажирского транспорта пострадало более 20 граждан. Целенаправленной работы по организации пассажирских перевозок нет. Не проработан алгоритм ограничения движения при сложных погодных условиях. Следует обратить внимание, что на долю загородных трасс приходится почти половина ДТП, при этом выше количество аварий с летальным исходом. Свыше 40% ДТП происходит в зимнее время и период ранней весны, к примеру, на трассе Уральск-Атырау 22 февраля по вине водителей обгонявших большегрузные машины, в условиях ограниченной видимости произошло три ДТП, в течение 4-х часов все с летальными исходами, погибло 8 человек. Системных мер со стороны уполномоченных органов не последовало. Отмечается неэффективная работа по организации выпаса сельскохозяйственных животных, которые становятся причиной ДТП. К примеру, 17 мая на 75 км автодороги Уральск-Атырау произошел наезд на двух лошадей, трок человек скончались на месте, двое госпитализированы с тяжелыми травмами. Животные не идентифицированы, владельцев установить не удалось. Еще одной серьезной причиной аварийности на дорогах является отсутствие противодействия нелегальным перевозкам, которые стихийно и открыто, развиваются возле вокзалов и рынков в местах массового скопления людей. В БПП наблюдается нехватка 76 сотрудников, на этом фоне протяженность патрулирования по отдельным маршрутам превышает установленные нормы в два раза. Все это основные причины аварийности на наших дорогах, - озвучил областной прокурор.
Согласно аналитическим данным прокуратуры области самый опасные участки автодорог в Акжайыксовм районе, в текущем году там погиб 21 человек. Начальник управления по защите общественных интересов прокуратуры ЗКО Казбек Жеткергенов сообщил, что практически на всех автодорогах имеются участки в стадии полного разрушения. Их общая протяженность более 800 км.
– Основные недостатки – крупные деформации проезжей части (колейность, просадки, сдвиги, гребенка, выбоины и т.п.), размеры которых превышают предельно допустимые нормы, опасные для движения транспорта и пешеходов. На 4-х автодорогах республиканского значения имеются участки в стадии полного разрушения общей протяженностью 90 км или 6,4%. На 8-и дорогах областного значения протяженность участков в стадии полного разрушения составляет 739 км. или 42,9%. На республиканских дорогах недостает 106 ед. дорожных знаков из необходимых 5150 и 134 направляющих устройств (сигнальные столбики) из 16 174, предназначенных для обеспечения видимости внешнего края обочин. На областных дорогах отсутствуют 315 шт. дорожных знаков из 4500 необходимых, 1280 направляющих устройств (сигнальные столбики) из 3700 требуемых. Большинство дорожных знаков физически изношены и не отвечают требованиям стандартов. Дорожным ведомствам выдаются предписания, руководители привлекаются к административной ответственности. Но этого оказывается недостаточно. Последние, как правило, ссылаются на недостаточное финансирование и нехватку техники. Автодорога «Уральск-Атырау» построена в 60-70 годах под нагрузку до 8 тонн на ось, по параметрам III технической категории согласно действующим на тот период нормам по проектированию автомобильных дорог. Проектная расчетная интенсивность составляет 2 945 авт. в сутки (по информации МИР). Согласно Технической классификации автомобильные дороги ІІІ технической категории предназначены для проезда автомашин с интенсивностью от 2000-6000 легковых автомашин в сутки, а в транспортных единицах от 1000 до 3000 единиц в сутки. Ситуация, связанная недостаточной пропускной способностью автодороги, усугубляется в зимний период, который зачастую проходит нестабильно, с резкими перепадами температуры. Сопутствующие проблемы создает отсутствие стоянок, в результате большегрузные автомашины для отдыха останавливаются на обочинах, создавая помехи для движения других транспортных средств. В рамках программы «НұрлыЖол» в 2020-2025 г.г. предусмотрена реконструкция (на сумму 22 млрд. тенге) и проектные работы автомобильной дороги «Уральск-Атырау» протяженностью 500 км. Данный проект предусматривает изменение технической категории дороги, на отдельные участках, планируется перевод на 4-х полосное движение.
Безнадзорные животные – опасность на дорогах
Начальник управления обратил внимание на то, что на протяжении длительного времени не находит своего разрешения проблема безнадзорного выпаса сельскохозяйственных животных, которые становятся причинами ДТП.
– В нарушение Закона «О местном государственном управлении и самоуправлении» районными акиматами не принимаются достаточные меры по организации ветеринарных мероприятий. Не установлены санитарные зоны содержания животных, определение которых относится к компетенции маслихатов областей. Вопрос установления таких зон ставился прокуратурой области еще в 2019 году. Не дает ожидаемых результатов работа штрафных стоянок, предназначенных для загона безнадзорных животных ввиду пассивной позиции МИО. В регионе функционирует 71 штрафная стоянка. При этом в Акжаикском районе, где больше всего ДТП с участием животных, действует всего 1 штрафстоянка. В меньших по масштабам районах организовано несколько штрафстоянок (Каратобе – 11, Сырым – 17, Таскала – 10, Чингирлау – 8). Самоустранилась от выполнения своих прямых функций и Территориальная инспекция ветеринарного контроля и надзора, призванная обеспечивать контрольные функции в области ветеринарии и рассматривать административные дела по части 15 статьи 406 КоАП. На фоне массового невыполнения требований по обеспечению идентификации животных, зафиксированных органами полиции при ДТП, тер.инспекцией возбуждается недостаточное количество административных дел. За 2020 год за нарушение требований по идентификации животных к административной ответственности по области привлечено 13 лиц. Вместе с тем, только в одном Акжаикском районе в 2020 году по фактам ДТП не установлены владельцы 73 животных, которые не идентифицированы и не зарегистрированы в базе ИСЖ. Многократная разница зафиксированных полицией и выявленных тер.инспекцией правонарушений указанной категории свидетельствует о ненадлежащем выполнении уполномоченным органом возложенных прямых функций, - высказал критику в адрес компетентных органов К.Жеткергенов. Он также отметил недостаточное развитие интеллектуальных транспортных систем.
Ненадлежащая организация пассажирских перевозок
– Перевозку пассажиров обеспечивают 6 предприятий, имеющих порядка 460 единиц техники. Половина из них эксплуатируется уже более 9 лет, меры по обновлению автопарка не принимаются. В этом году приобретено всего лишь 30 автобусов, в ближайшее время планируется приобретение еще 25 единиц. Имеются факты выпуска на линию технически не исправного транспорта. В текущем году, к административной ответственности привлечено 15 должностных лиц – по три руководителя в ТОО «Батыс Дилижанс», ТОО «ОралАвтотранс» и ТОО «Алый парус», по два в ТОО «Уралтехсервис», ТОО «Зап. Каз. автобусный парк» и ТОО «Акжол Авто, - сказал К.Жеткергенов.
Начальник управления также сделал акцент на низкой транспортной дисциплине водителей, осуществляющих пассажирские перевозки, которые в погоне за прибылью и пассажирами очень часто устраивают на улицах областного центра «гонки» между собой, пренебрегая ПДД, подвергая тем самым опасности жизнь и здоровье граждан. С целью сбора большего количества пассажиров водители умышленно устраивают задержки на промежуточных автобусных остановках, где в результате этого создается большое скопление общественного транспорта и приводит к тому, что посадка и высадка пассажиров осуществляется вне площадок автобусных остановок. Имеют место случаи, когда водители автобуса, не дождавшись полного закрытия дверей и не убедившись в безопасности, начинают движение, в результате допускают факты падения пассажиров.
Начальник управления также отметил, что на аварии часто совершаются по вине нелегальных таксистов.
– Яркий тому пример, авария, имевшая место 1 июля т.г. на 115 км автодороги «Чапаево-Жангала-Сайхин». Погибло 5 человек, 8 получили различной тяжести травмы. Водитель, занимавшийся частным извозом из Жангалы в Уральск совершал по два рейса в день в областной центр и уснул в дороге. Стихийный незаконный рынок услуг по междугородним и межрайонным сообщениям стал нормой. Неизвестно даже реальное количество нелегалов. Никакого предрейсового и регулярного медицинского контроля и техосмотра. Нет режима труда и отдыха водителей, страхования гражданско-правовой ответственности перевозчика. Государство теряет налоги. То есть полная безответственность, - подытожил К.Жеткергенов.
Предписания неисполняются
Прокурор управления по защите общественных интересов также отметил, что обеспечение безопасности дорожного движения, мониторинг эффективности принимаемых мер на снижение уровня аварийности возложено на местные исполнительные органы и для этого создана Межведомственная комиссия под председательством заместителя акима области.
– Департаментом полиции неоднократно информировался акимат области о ненадлежащем исполнении обязательств со стороны ТОО «ЖайықЖарығы». На конец строительного сезона из 400 нерегулируемых пешеходных переходов, размечено всего лишь 215 (53,8 %), из 123 улиц размечено только 105. По факту работы начаты в июне, тогда как погода позволяла приступить к ним еще в апреле. Предприятием не обеспечивается надлежащая видимость и распознавание дорожных знаков. Не реализованы акиматом предложения полиции по развитию дорожной инфраструктуры, реализация которых должна повысить дорожную безопасность и степень защищенности участников дорожного движения. Остается без исполнения реализация мероприятий, предусмотренных утвержденной акимом ЗКО «Дорожной картой по повышению безопасности дорожного движения на 2019-2021 годы».
Евгения Максимова,
zhaikpress.kz