Талантливый человек - талантливо во многом. Одаренный педагог, творческая натура гордость района, Светлана Иргалиева которая недавно стала обладательницой лучший учитель года. Она учитель высший котегорий. Сколько прекрасных строк посвящено этим людям. Жизнь современного учителя динамична, чем жизнь общества... Она родилась в семье учителей. Родители, Хамзины Надежда Тимофеевна и Мидхат Мухамадшиевич. Светлана Мидхатовна закончила Каменскую среднюю школу (ныне ОШ им. С.Жаксыгулова).
Окончив школу в родном селе, поступила в Пермский государственный университет им. М.Горького на географический факультет. После получения диплома вернулась работать учителем географии в родные края. Она принадлежит к числу тех педагогов, которые совмещают в себе огромный преподавательский опыт, громадный объем знаний и по настоящему творческое, душевное отношение к самому процессу обучения школьников. Про таких людей говорят, что они работают «с огоньком», отдавая делу всего себя…
Расскажите ваши хорошие воспоминание о школьных учителях?
- По сей день мои земляки, ученики и коллеги мамы и папы, вспоминают с любовью и теплотой о их профессиональной деятельности. Я благодарна родителям за честное воспитание любовью. Поэтому о другой профессии я и не думала. Мы даже играли в детстве «в школу». У меня были замечательные учителя. Не могу не воспользоваться случаем осеннего праздника Дня Учителя и рассказать кратко о своих любимых учителях. Именно они вложили в меня основы педагогической мудрости и понимания.
В первую очередь, это мой учитель математики Емелин Евгений Иосифович. Он был очень справедливым, мудрым. У нас самый последний троечник знал математику. Как он это творил, не знаю. Сколько маленьких мудростей от Евгения Иосифовича я помню! Одна из них: "Вы обращаете внимание, как ходят люди пожилые, а как - молодежь?"
Изображает у доски. Согнулся вперёд и идёт: "так ходят пожилые". "А молодые люди как идут?" - голову назад откинет, и вышагивает гордо, ногами вперёд. Какова мораль? "Молодые - сначала делают (ноги сначала идут), а затем - думают. А пожилые - сначала обдумывают, а потом - делают дело".
Училась хорошо. Математика давалась мне легко. Однажды, по какому-то незначительному пустяку (наверное, в воспитательных целях), Евгений Иосифович поставил мне "двойку". Помню, что совершенно не расстроилась по этому поводу, потому что знала о случайности её получения. Зато как переживал мой Учитель! Подозвал меня после урока: "Света, ничего страшного в этой оценке нет! Ты легко её исправишь. Согласись, ведь это вовсе неинтересно, когда получаешь одни "пятерки"?!"
Много лет после окончания школы, Евгений Иосифович изредка приезжал в село. Практически не видел, потеряв зрение. Всегда узнавал меня по голосу! Брал за руку и расспрашивал об одноклассниках...
Когда к нам пришла учитель химии Клара Хафизовна Алимова, я помню тот настоящий шок: оказывается таблица Менделеева может о многом рассказать! Кстати, Клара Хафизовна - уже пенсионерка, но мы её не отпускали много лет: она полна энергии, сил, фору многим молодым специалистам даст! Доброго ей здоровья на долгие годы!
Наша Людмила Израильевна Пудикова - как она всё успевала?! Организатор, географ, турист. Её было очень много, она была везде! Ни одного праздника у нас не было одинакового (и ведь интернета не было тогда!). А сколько туристы нашей школы повидали! Где она только черпала силы? Космический человек был!
Вера Петровна Сидоровнина. Мы приходили в её большой кабинет на урок физики. Она – маленькая женщина, восседала за огромным столом. Добрая, несмотря на показную строгость. Каждый урок повторялась одна и та же история. Звенит звонок с урока, мы: «Вера Петровна, звонок!», а она в ответ: «я – не звонок!». И нас никогда не раздражала эта предсказуемость, нам всегда было весело от этой её серьёзной шутки.
Татьяна Андреевна Саппа - мой первый учитель, наша вторая мама.
Мы были её последним выпуском, после нас она ушла на пенсию. Мы навещали её, когда стали старшеПомню, что она всегда была ласковая, мягкая с нами, любимая нами.
По пальцам можно пересчитать тех моих учителей, которые ещё живут на этой земле. Каждый вложил в нас частичку своей мудрости, энергии, эмоций. Очень много лет прошло с последних школьных дней, но мы помним всех. Будут ли так вспоминать нас?
Как вы думаете каким должен быть настоящий учитель?
- Учитель 21 века, прежде всего, должен быть метапредметником, полипредметником, и, конечно, надо стремиться к этому. Поэтому именно в процессе перепроектирования современной школы, который неминуем, очень важна роль педагога, готового к такой перестройке себя и своей устоявшейся практики. Подлинные знания и навыки приобретаются лишь в процессе активного овладения материалом. Нельзя упускать ни малейший шанс повысить свой профессиональный уровень, ведь именно из всех компонентов педагогического мастерства складывается настоящее искусство – работать с детьми! И этого нельзя прятать в закромах своих знаний и умений. Я была очень счастлива, когда мой авторский проект, разработанный вместе с моими учениками, занял 1 место на Республиканском конкурсе VCT-проектов. Мне представилась возможность обобщения собственного опыта работы на международном уровне - я представляла Республику Казахстан на 7-ом Европейском форуме инновационных учителей в городе Берлине (Германия). Новый «глоток свежего воздуха» - новейшие педагогические разработки от лучших европейских педагогов – мотивировали на движение вперёд.
Интуитивно понимала, что в будущем образование должно измениться. Современный мир невозможен без изучения и применения новых технологий. Наверное, как и многие, встретила обновление содержания образования с настороженностью. Однако, сориентировалась легко, потому что не боялась трудностей и с удовольствием обучалась новому. К тому же, у меня в методической копилке уже были приемы, которые способствовали успешному переходу к «обновленке».
Вы в каких соревнованиях участвовали?
- С гордостью представляю свою маленькую сельскую школу на мероприятиях разного уровня.Педагогическое мастерство должно «шлифоваться» не только годами и опытом работы, но и поиском новых маршрутов в воспитании и обучении наших детей.
В моём педагогическом активе – обобщение опыта работы на семинарах и конференциях всех уровней, от районного до международных. Всегда с удовольствием делюсь «изюминками» своей педагогической деятельности. На международной научно-практической конференции «Научная деятельность как путь формирования профессиональных компетентностей будущего специалиста» (Украина, г.Сумы, 2020) я представляла авторский урок, который занял 1 место областного конкурса «Experiment. Lesson.Content» (2020) с демонстрацией возможностей дистанционного обучения. Участвуя в Международной педагогической конференции «Образование без границ», победила в конкурсе «Лучшая презентация профессионального опыта» (Роосия, Саратов, 2017). На республиканском научно-исследовательском семинаре «Рухани адамгершілік тәрбие: мазмұндық-әдістемелік аспектісі» в Атырау представляла авторскую разработку «Экология на практике». Удостоена Дипломом 1 степени за доклад в рамках республиканской научно-практической конференции «Значимость воспитания конкурентноспособного поколения в сфере образования» (Нур-Султан, 2020г.). Являюсь обладателем Гран при Республиканского конкурса профессиональных идей «Лучшая предметно-развивающая среда для обучения детей» (2020). В период пандемии стала участником Республиканской «Эстафеты лучших педагогов страны». 1 место в областном конкурсе «Контентурока - 2019» и «Панораме педагогических идей - 2020».
Когда вы стали лучшим педагогом года, какие у вас были эмоций?
- Ошеломительный результат Республиканского конкурса «Лучший учитель 2021 года»! Пройдя два этапа отбора: на районном и областном уровне, я прошла на республиканский этап среди 173 претендентов на это высокое звание. Поддержка моих наставников и коллег была на всех этапах: администрацией нашей школы в лице директора школы Узакбаевой Г.А. и заместителя директора Ибатовой Б.Г., районным отделом образования (руководитель: Касимова А.К.) и специалистами управления образования Западно-Казахстанскойобласти (методист Нарикова Ж.М.).
Приятно, что на государственном уровне по достоинству оценивают работу сельского учителя. Встреча с Министром образования Республики Казахстан Аймагамбетовым А.К., с педагогической общественностью нашей огромной страны, церемония награждения – эти события очень волнительны. Это воспоминания на всю жизнь. Город Костанай, родина великого казахстанского просветителя Ы.Алтынсарина, встретил лучших педагогов в этом году. Хочется выразить большую благодарность всем организаторам за теплоту и внимание!
Маршруты профессионального движения выстраиваем мы сами. Беремся за то, что нам ближе по мироощущению, отстаиваем свои профессиональные взгляды. Но чтобы быть по-настоящему объективным в понимании новых, соответствующих сегодняшнему дню, маршрутов для школы, необходимо представлять имеющуюся палитру инструментария и технологий, которую в силах освоить каждому из нас. Чтобы затем получать удовольствие от работы, чтобы смело экспериментировать, без робости отвечать на вопросы детей, помогать коллегам, воплощать новые проекты. В этом и заключаются основы педагогического мастерства: совершенствование искусства Быть Учителем.
Желаем вам крепкого здоровья, радости и счастья, благодарных, понимающих, отзывчивых учеников.
Гүлмира Мақанова,
Таскалинский район