Сегодня цифровые технологии активно входят в повседневную жизнь человека и внедряются во все большее количество новых проектов. Человечество уже не представляет свою жизнь без компьютера, телефона и интернета. Сейчас цифровые технологии ежедневно меняют мир и помогают миллионам людей значительно повысить производительность труда и снизить затраты времени, энергии и ресурсов во всех ключевых сферах жизни. На площадке Региональной службы коммуникаций руководитель управления информатизации, государственных услуг и архивов ЗКО Петр Лежников рассказал о новых цифровых проектах в регионе и перспективных планах на будущее в сфере цифровизации.
Одними из значимых и успешных проектов в регионе, по словам спикера, названы служба 109, сервисы на базе платформы QRDoc (мониторинг движения объектов ветеринарного контроля, выдача техусловий на подключение к инженерным сетям СЕМ) и дальнейшее развитие инфраструктуры связи.
Например, с февраля текущего года в регионе внедряется новый проект – система мониторинга движения объектов ветеринарного контроля QRDoc.kz. Как известно, существующий порядок регистрации перемещения скота предусматривает выдачу (по заявлению владельца скота) ветеринарной справки с указанием в ней списка животных, сведений о пункте назначения, покупателе, маршруте следования, автотранспорте, цели (откорм, убой, продажа). Справка формируется в ИС ЕАСУ МСХ РК (портал ветеринарной безопасности продукции) и выдается владельцу скота в течение одного дня. Срок действия ветсправки – 1 месяц.
– Но проблема в том, что ветеринарная служба с момента выдачи ветсправки не знает о дальнейшей судьбе скота, где он находится, ввиду того, что: владелец скота зачастую не извещает ветслужбу о завершении сделки; ветврач убойного пункта не вносит сведения в ЕАСУ о прибытии скота; часть скота могут не принять на убойном пункте; номер и данные справки могут использовать недобросовестные участники процесса оформления и перемещения скота. Вследствие этого, в ИС «Идентификация сельхозживотных» (ИСЖ) остаются сведения об уже не существующих животных, – перечислил П. Лежников.
Сейчас внедряется QR-код на выписываемые документы, что позволит решить несколько задач: получить собственную базу данных об обороте объектов ветеринарного контроля, внедрить проверку подлинности справки, автоматизировать процесс приемки животных на убойных площадках, пунктах, мясокомбинатах, вести более точный учет в базе данных ИСЖ, усилить контроль работы ветврачей. Система будет реализована на портале QRDoc.kz и в мобильном приложении.
– Разработана выдача технических условий СЕМ на платформе QRDoc.kz. Для информационной открытости и равнодоступности услуг субъектов естественной монополии был дополнен функционал веб-портала «электронного правительства». На веб-платформа QRDoc.kz физические и юридические лица могут подать заявления на выдачу технических условий на подключение к сетям электро-, водо-, теплоснабжения, прикрепить копии необходимых документов и подписать своей ЭЦП и получить подписанные ЭЦП технические условия в виде электронного документа. На платформе также размещен функционал заключения договоров с поставщиками электроэнергии. Пользователи могут отслеживать этапы рассмотрения документа в личном кабинете, – рассказал П. Лежников.
Уникальность платформы QRDoc.kz состоит в том, что благодаря конструктору форм можно быстро автоматизировать любую госуслугу, смоделировав бизнес-процесс под любого участника взаимоотношений, будь то государственный орган, субъект естественной монополии или другой субъект частного предпринимательства. В стадии разработки функционал подачи заявок от газосетевых организаций и автогазозаправочных станций на поставку сжиженного газа для распределения объема поставок, поступающих в область вне электронных торговых площадок.
В прошлом году хорошо зарекомендовал себя контакт-центр iKomek, работа которого продолжена и в текущем году. В настоящее время контакт-центр iKomek 109 характеризует себя как стабильное звено в гражданском обществе региона. Он является неотъемлемым провайдером между населением и учреждениями государственного, медицинского и коммунального сектора. Основные направления контакт-центра: эпидситуация, ЖКХ, ЦОН, справочная информация, электро-, водо-, газоснабжение, здравоохранение, мобильная связь, социальные сети. Он обладает возможностью централизовать все имеющиеся государственные колл-центры (горячие линии) областного и городского уровня, на базе ikomek 109, используя централизованную платформу.
За 2021 год операторами Центра было принято 146 тыс. звонков и зарегистрировано 9 113 обращений, из которых основную долю составляют обращения принятые по средству номера дозвона 109 (Call центр 109).
Операторами второй линии на периодической основе проводятся обратные обзвоны коммунальных служб, при получении ответа о завершении от служб, операторами перепроверяются обратным звонком жителя, в случае не подтверждения ответа служб, обращение не снимается с контроля.
– С 7 февраля текущего года в пилотном режиме запущен мониторинг публикаций и комментариев в социальных сетях. Сотрудниками контакт-центра iKomek 109 просматриваются социальные сети, в случае нахождения комментария либо публикации требующего соответствующего внимания (ответа), он направляется первому руководителю по компетенции для осуществления обратной связи автору комментария. Цели мониторинга: выстраивание полноценной обратной связи с населением на постоянной основе; эффект постройки концепции «Слышащего государства». Первыми руководителями в настоящее время своевременно ведется работа по реагированию на ссылки публикаций и комментариев в социальных сетях, – сказал спикер.
Также в регионе при содействии ОИПиЮЛ «IT Ассоциация ЗКО» ведущих IT-инженеров области открыта и функционирует Школа программирования IT-HUB ЗКО. Слушатели проходят шестимесячный курс обучения бесплатно, за счет средств ОИПиЮЛ «IT Ассоциация ЗКО». Направление IT-Школы ориентировано на оказание услуг по обучению в сфере информационно-коммуникационных технологий. В обучении принимают участие студенты и учащиеся ведущих вузов и колледжей Западно-Казахстанской области в количестве 21 слушателя.
– Напомним, что количество сельских населенных пунктов в области – 416, из них в 323 селах имеется доступ к интернету. Доступность сотовой связи для голосовых вызовов (2G) – в 377 СНП (90% от общего количества). В 2020 г. реализован проект по проведению мобильного интернета посредством технологии 3G/4G в 70 СНП с населением более 250 человек. В 2021 году операторами мобильной связи АО «Кселл» (Кселл) и ТОО «КаР-Тел» (Билайн) проведена работа по обеспечению и по улучшению качества мобильной связи в 72 СНП области. Министерством цифрового развития планируется реализация проекта по проведению мобильного интернета в села с населением менее 250 человек, это коснется 58 сел региона (2021 г. – 2, 2022 г. – 32 СНП, 2023 г. – 24 СНП), – отметил П. Лежников.
В ближайших планах, например, в ТОО «КарТел» (Билайн) на 2022 г. запланирована модернизация мобильного интернета на стандарт 4G в 61 СНП. В АО «Кселл» на 2022 г. запланирована модернизация мобильного интернета на стандарт 3G/4G в 75 СНП (из них 3G – 18 СНП, 4G - 33 СНП, 3G/4G – 24 СНП).
Что касается волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), то, по словам спикера, в период 2018-2020 гг. в рамках государственно-частного партнерства в 92 села области была проведена ВОЛС операторами связи АО «Казахтелеком» и АО «Транстелеком». АО «Транстелеком» в 2021 году в
с. Оян (Таскалинский район) подключены 7 госучреждений и в
с. Аралтал (Бурлинский район) завершены работы по строительству ВОЛС. Ведутся работы по подключению к интернету жителей сел. Также в с. Железново (район Бәйтерек), с. Жайык 2 (Теректинский район), ДО Хуторок (Желаево) ведется подключение к интернету по технологии FTTB. АО «Казахтелеком» в с. Чижа 2 (Таскалинский район) проводит работу по проведению проводного интернета по технологии ADSL, ведутся работы по подключению абонентов.
Организация услуги широкополосного доступа (ШПД) интернета посредством радиомоста по технологии «точка-многоточка»: до конца текущего года партнерами АО «Казахтелеком» планируется пилотная организация услуги ШПД посредством радиомоста по технологии «точка-многоточка» в 12 СНП, где ранее были проведены ВОЛС (Акжаикский район – с. Жубан, с. Мерген, Жанибекский район – с. Акоба, район Бәйтерек – с. Январцево, Каратобинский район – с. Соналы, Егиндикол, Косколь, Каракамыс, Бокейординский район – с. Сейткали, Сырымский район – с. Алгабас, Тоганас, Теректинский район – с. Улкен Енбек). Кроме этого, ТОО «IT Corporation» по данной технологии планирует подключить еще 119 СНП (где имеется ВОЛС). На текущий момент идет подключение в селах Базаршолан и Базартобе. После подключения вышеуказанных сел, будут рассматриваться остальные 117 сел.
Жанна Балыкова,
zhaikpress.kz