Вместе с тем потребители нуждаются в особом внимании государства в силу того, что в отличие от предпринимателей они не являются профессиональным участником рынка и без социальной, административной и правовой поддержки не могут в полной мере обеспечить защиту своих прав и законных интересов.
В документе приводится статистика, что только за первое полугодие 2021 года общественными объединениями защиты прав потребителей рассмотрено 6138 обращений, из которых 5261 разрешено в досудебном порядке. За этот период общественными объединениями возращено потребителям более 94 млн тенге.
Однако, отмечают в комитете, в деятельности такого эффективного спутника уполномоченного органа по защите прав потребителей есть свои вопросы. На сегодняшний день общественная система защиты прав потребителей включает в себя только общественные объединения потребителей, которые являются неправительственными организациями.
В Казахстане зарегистрировано 66 общественных объединений потребителей, из них фактически функционируют только 40. Сами общественные объединения потребителей показывают, что проблема финансирования их деятельности так и не нашла своего разрешения, что не позволяет им в должной мере реализовывать общественную защиту прав потребителей. Это приводит к нехватке и даже отсутствию квалифицированных кадров, слабому техническому и материальному оснащению, что ведет к отсутствию возможности оказания объединениями потребителей эффективной помощи потребителям.концепция законопроекта
Как отмечается, механизмы защиты прав потребителей, касающиеся деятельности общественных объединений, подлежат концептуальной переоценке при существенной поддержке со стороны государства.
В целом, для решения существующих проблем в этой сфере предлагается:
- актуализация и совершенствование законодательства в сфере защиты прав потребителей;
- совершенствование 3-х ступенчатого алгоритма рассмотрения жалоб потребителей;
- распространение базовых принципов закона на сферы коммунальных, транспортных, медицинских, туристских услуг, услуг связи и иных услуг, оказываемых субъектами предпринимательства.
- установление четкого правового регулирования продажи товара при дистанционном способе включающий в себя:
- предоставление потребителю возможности реализовать право на расторжение договора до вступления в физическое владение товаром (с обязательным информированием потребителя до заключения договора о возможных расходах, если они предусмотрены условиями договора, связанных с доставкой товара);
- установление реестра добросовестных продавцов в электронной торговле;
- регулирование возврата денежных средств потребителю при отказе продавца вернуть их;
- применение электронными торговыми площадками мер к продавцам за несоблюдение требований законодательства о защите прав потребителей;
- предоставление потребителю электронными торговыми площадками возможности ознакомиться со всеми ценовыми предложениями на товар;
- указание срока доставки товара;
- введение понятия «электронная торговая площадка» и порядок его деятельности.
Целями принятия законопроекта являются:
- институциональное усиление системы защиты прав потребителей за счет законодательного закрепления института Национальной ассоциации общественных объединений потребителей и института омбудсмена по защите прав потребителей;
- четкая регламентация алгоритма защиты прав потребителей;
- сокращение исков, поступающих в судебные органы, за счет усиления механизма до-и внесудебного урегулирования потребительских споров, но в тоже время безусловная реализация конституционной возможности судебной защиты прав потребителей за счет уточнения такого механизма;
- установление базовых принципов, на которых будет строиться законодательное регулирование защиты прав потребителей во всех сферах услуг;
- формирование целостной, эффективной и понятной для населения системы защиты прав потребителей;
- актуализация закона на основе международного опыта в сфере защиты прав потребителей;
- повышение доверия населения к институтам государственной власти;
- повсеместное повышение правовой грамотности потребителей и их потребительской активности в случае нарушения их прав;
- более активное вовлечение в процесс защиты прав потребителей гражданского общества в лице общественных объединений потребителей.
Полный текст документа размещен на сайте Открытые НПА для публичного обсуждения до 18 марта.
Источник: zakon.kz