24.02.2022, 17:50
Просмотры: 51

Новый законопроект о защите прав потребителей разрабатывается в Казахстане

Комитет по защите прав потребителей разработал проект концепции проекта закона «О защите прав потребителей». Как отмечают разработчики документа, развитие рыночной экономики актуализирует проблемы защиты прав потребителей на рынке товаров, работ и услуг.
bd0afe0ea7c54da59e14dceb38e1f002

Вместе с тем потребители нуждаются в особом внимании государства в силу того, что в отличие от предпринимателей они не являются профессиональным участником рынка и без социальной, административной и правовой поддержки не могут в полной мере обеспечить защиту своих прав и законных интересов.

В документе приводится статистика, что только за первое полугодие 2021 года общественными объединениями защиты прав потребителей рассмотрено 6138 обращений, из которых 5261 разрешено в досудебном порядке. За этот период общественными объединениями возращено потребителям более 94 млн тенге.

Однако, отмечают в комитете, в деятельности такого эффективного спутника уполномоченного органа по защите прав потребителей есть свои вопросы. На сегодняшний день общественная система защиты прав потребителей включает в себя только общественные объединения потребителей, которые являются неправительственными организациями.

В Казахстане зарегистрировано 66 общественных объединений потребителей, из них фактически функционируют только 40. Сами общественные объединения потребителей показывают, что проблема финансирования их деятельности так и не нашла своего разрешения, что не позволяет им в должной мере реализовывать общественную защиту прав потребителей. Это приводит к нехватке и даже отсутствию квалифицированных кадров, слабому техническому и материальному оснащению, что ведет к отсутствию возможности оказания объединениями потребителей эффективной помощи потребителям.концепция законопроекта

Как отмечается, механизмы защиты прав потребителей, касающиеся деятельности общественных объединений, подлежат концептуальной переоценке при существенной поддержке со стороны государства.

В целом, для решения существующих проблем в этой сфере предлагается:

  1. актуализация и совершенствование законодательства в сфере защиты прав потребителей;
  2. совершенствование 3-х ступенчатого алгоритма рассмотрения жалоб потребителей;
  3. распространение базовых принципов закона на сферы коммунальных, транспортных, медицинских, туристских услуг, услуг связи и иных услуг, оказываемых субъектами предпринимательства.
  4. установление четкого правового регулирования продажи товара при дистанционном способе включающий в себя:
  • предоставление потребителю возможности реализовать право на расторжение договора до вступления в физическое владение товаром (с обязательным информированием потребителя до заключения договора о возможных расходах, если они предусмотрены условиями договора, связанных с доставкой товара);
  • установление реестра добросовестных продавцов в электронной торговле;
  • регулирование возврата денежных средств потребителю при отказе продавца вернуть их;
  • применение электронными торговыми площадками мер к продавцам за несоблюдение требований законодательства о защите прав потребителей;
  • предоставление потребителю электронными торговыми площадками возможности ознакомиться со всеми ценовыми предложениями на товар;
  • указание срока доставки товара;
  • введение понятия «электронная торговая площадка» и порядок его деятельности.

Целями принятия законопроекта являются:

  1. институциональное усиление системы защиты прав потребителей за счет законодательного закрепления института Национальной ассоциации общественных объединений потребителей и института омбудсмена по защите прав потребителей;
  2. четкая регламентация алгоритма защиты прав потребителей;
  3. сокращение исков, поступающих в судебные органы, за счет усиления механизма до-и внесудебного урегулирования потребительских споров, но в тоже время безусловная реализация конституционной возможности судебной защиты прав потребителей за счет уточнения такого механизма;
  4. установление базовых принципов, на которых будет строиться законодательное регулирование защиты прав потребителей во всех сферах услуг;
  5. формирование целостной, эффективной и понятной для населения системы защиты прав потребителей;
  6. актуализация закона на основе международного опыта в сфере защиты прав потребителей;
  7. повышение доверия населения к институтам государственной власти;
  8. повсеместное повышение правовой грамотности потребителей и их потребительской активности в случае нарушения их прав;
  9. более активное вовлечение в процесс защиты прав потребителей гражданского общества в лице общественных объединений потребителей.

Полный текст документа размещен на сайте Открытые НПА для публичного обсуждения до 18 марта.

Источник: zakon.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале