С октября прошлого года в Казахстане появились поезда с женскими вагонами. На поездах по маршрутам Алматы - Мангистау, Алматы - Оскемен специально для женщин открыли по одному купейному вагону. В январе этого года женские вагоны запустили по маршруту Алматы - Уральск.
Обратившись в справочный отдел Уральского железнодорожного вокзала, мы выяснили, что женские вагоны пользуются большим спросом среди клиентов. Из 36 мест в купейном женском вагоне все места к отбытию бывают забронированы. Цена на билет в женский вагон ничем не отличается от цен в стандартном купе. На 10 апреля стоимость билета составляла 16 292 тенге. В вагонах присутствуют проводники женского пола, лицам мужского пола разрешено присутствовать исключительно в возрасте до 7 лет.
Представитель КТЖ Кымбат Кубашева отмечает, что женские вагоны необходимы для обеспечения безопасности женщин. И, так как на подобные вагоны растет спрос, то возможно их распространение по всем маршрутам. Стоит отметить что практика разделения общественного транспорта на «общий» и «женский» уже существует во многих странах мира, женщины могут воспользоваться специальными вагонами и быть уверены, что не подвергнутся домогательствам. Раздельные вагоны в общественном транспорте присутствуют в таких странах как Япония, Россия, Индия, Бразилия, Каир и т.д. Но если в первых четырех странах женские вагоны введены с целью защиты женщин от домогательств, то в Каире и других арабских странах подобная практика пользуется большой популярностью в силу религиозных догм. В Индии женские вагоны так же пользуются большим спросом, так как в стране большой дисбаланс в области гендерного неравенства, много случаев сексуального насилия со стороны мужчин. Поэтому в стране, где и по сей день существуют браки между несовершеннолетними, и сексуальное насилие в сторону женщин, в основном, оказывается незамеченным, введение женских вагонов является вынужденной необходимостью.
О необходимости введения подобного вида вагонов в нашей стране заговорили еще в 2019 году, после резонансного случая, произошедшего в 2018 году, когда два железнодорожных служащих надругались над жительницей города Актобе, которая возвращалась домой в поезде «Тулпар - Тальго». Это дело стало одним из самых громких за последние годы. Многие девушки, узнав о появлении раздельных вагонов в Уральске, одобрили эту новость, некоторые даже успели воспользоваться ими:
- Купила билет в женский вагон, узнав о их появлении от подруги, когда намечалась поездка в Алматы. Внешне это такой же вагон, как и остальные, только он более чистый и комфортный. К тому же чувствуешь себя увереннее и безопаснее, так как находишься в исключительно в женском обществе. Проводницы, их было две, тоже женщины, - поделилась впечатлением Алмагуль Уразбекова.
- Сама я не пользовалась пока женскими вагонами, но идея раздельного транспорта мне нравится. Считаю, что многие женщины и девушки будут чувствовать себя в безопасности в таком вагоне, особенно, если едешь одна или с детьми. Множество ведь случаев в пути бывает, когда попутчики мужчины, чтобы скоротать время, принимают на грудь и начинают непристойно себя вести, а в данном случае, только девушки в вагоне, - высказалась Оксана Швалова.
– Я считаю, что каждый вид транспорта должен быть безопасным. Женщины должны иметь возможность пользоваться поездами, автобусами и автомобилями, не опасаясь угрозы нападения. Если довести эту идею до абсурда, то в Казахстане должны быть целые подъезда только для женщин. Будет ли меньше изнасилований за их пределами? Не думаю. Конечно, я считаю несомненным плюсом введение подобных вагонов, чтобы женщины могли выбирать безопасный вариант передвижения. Но все-таки, необходимо понимать, что данная инициатива - вынужденная мера, ведь в обществе, где существует закон о бытовом насилии, необходимость в ведении сегрегативных пространств отпадает, - поделилась мнением фем-активистка Роза Шарипова.
Полина Сламихина