3.05.2022, 11:30
Просмотры: 84

«Пенсионка» в вопросах и ответах

Известно, что с апреля в сторону увеличения изменились пороги минимальной достаточности пенсионных накоплений – так называемых излишек, которые разрешено снимать на улучшение жилищных условий либо лечение. Как воспользоваться единовременными пенсионными выплатами, разъяснили специалисты филиала ЕНПФ ЗКО.

Screenshot_3

«Объясните, как подать заявку, чтобы получить часть пенсионных накоплений на улучшение жилищных условий и лечение?»

«Напомним, что с 1 апреля текущего года вступили в силу пороги минимальной достаточности пенсионных накоплений (ПМД), рассчитанные на этот год. Ранее постановлением Правительства РК во исполнение поручения Президента срок действия ПМД, рассчитанных на 2021 год, был продлен всего до 1 апреля 2022-го. Сейчас действует новый пороговый уровень. К примеру,

20 лет – 3 140 000 тенге

30 лет – 4 370 000 тенге

40 лет – 5 790 000 тенге

50 лет – 7 430 000 тенге

59 лет – 9 120 000 тенге

Для реализации права на использование части пенсионных накоплений вкладчику необходимо:

  1. Проверить свои пенсионные накопления и убедиться в наличии суммы излишек. Сделать это можно в личном кабинете на сайте либо в мобильном приложении ЕНПФ или электронного правительства.
  2. Приняв решение об их использовании, следует заблаговременно подать заявление на единовременную выплату посредством интернет-ресурса банка-уполномоченного оператора.

На сегодняшний день уполномоченными операторами, принимающими заявления на единовременные пенсионные выплаты в целях улучшения жилищных условий, являются:

АО «Жилищный строительный сберегательный банк «Отбасы банк», АО «Народный банк Казахстана», АО «Altyn Bank», АО «Банк ЦентрКредит» и АО «Банк Фридом Финанс Казахстан»;

в целях оплаты лечения:

АО «Жилищный строительный сберегательный банк «Отбасы банк».

Уполномоченный оператор в течение 2-х рабочих дней после рассмотрения заявления на единовременную пенсионную выплату направляет в ЕНПФ электронное уведомление. Сумма, доступная для изъятия, проверяется в ЕНПФ. И в течение 5-ти рабочих дней со дня поступления электронного уведомления от оператора он переводит ему сумму единовременной выплаты получателя».

«Нужно ли как-то доказывать целевое использование пенсионных излишек?»

«Да. Сумма единовременной пенсионной выплаты может находиться на спецсчете, открытом в АО «Отбасы банк» в целях улучшения жилищных условий, – 20 рабочих дней, для оплаты лечения – 45. По другим банкам второго уровня, являющимся уполномоченными операторами в целях улучшения жилищных условий, – 10 рабочих дней. В течение этого срока вкладчик должен предоставить в банк документы по целевому назначению. В случае их непредоставления в указанные сроки, сумма единовременной пенсионной выплаты будет возвращена оператором в ЕНПФ, который вновь зачислит их на индивидуальный пенсионный счет получателя. Есть исключение. Его составляет цель пополнения вклада в жилищные строительные сбережения для дальнейшего накопления с целью приобретения жилища или строительство индивидуального жилого дома. В данном случае получатель предоставляет в АО «Отбасы банк» документы, подтверждающие целевое назначение единовременных пенсионных выплат в течение 3-х лет с даты их поступления».

«Какие категории граждан могут воспользоваться правом использования части своих пенсионных накоплений в целях улучшения жилищных условий и для оплаты лечения?»

«Этим правом в свою пользу или в пользу супруга (супруги) и близких родственников могут воспользоваться граждане, имеющие в ЕНПФ накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных или обязательных профессиональных взносов (ОПВ и ОППВ) в случае, если:

  1. сумма их пенсионных накоплений превышает ПМД - порог минимальной достаточности. При этом единовременная пенсионная выплата не может превышать сумму разницы между суммой пенсионных накоплений за счет ОПВ или ОППВ и ПМД;
  2. размер их пенсии обеспечивает коэффициент замещения среднемесячного дохода получателя на уровне не ниже 40%, определенном Правительством РК. При этом единовременная пенсионная выплата не может превышать 50% от размера пенсионных накоплений на дату получения первичного электронного уведомления от уполномоченного оператора;
  3. это заключившие договор пенсионного аннуитета со страховой организацией. При этом их единовременная пенсионная выплата не может превышать размер пенсионных накоплений на индивидуальных пенсионных счетах.

Для реализации права на использование излишек вкладчики, прежде всего, должны будут проверить свои пенсионные накопления и убедиться, что сумма, доступная для изъятия, имеется на их индивидуальном пенсионном счете в ЕНПФ. После этого они уже должны обратиться к уполномоченному оператору через интернет-портал уполномоченного оператора для открытия спецсчета и подачи заявления на единовременную пенсионную выплату с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП).

При подаче заявления оператору вкладчик должен выбрать способ уплаты индивидуального подоходного налога (ИПН) при единовременной пенсионной выплате. Напомним, при перечислении взносов в ЕНПФ он не взымается. Нужно указать в заявлении об удержании ИПН, которое также подписывается ЭЦП, выбранный способ. Это сразу в полном объеме в момент выплаты либо удержать ИПН в отложенном периоде - ежемесячно равными долями при достижении пенсионного возраста по графику пенсионных выплат.

Кстати, правом изъятия пенсионных накоплений при наличии доступной суммы можно воспользоваться неограниченное число раз. Информация о порогах минимальной достаточности пенсионных накоплений для каждого возраста размещена на сайте еnpf.kz https://www.enpf.kz/ru/services/withdrawal/withdrawal-check.php. С индивидуальными расчетами порога достаточности можно ознакомиться личном кабинете на сайте enpf.kz или в мобильном приложении ЕНПФ, где реализована возможность в режиме онлайн проверить информацию о сумме пенсионных накоплений, доступной для изъятия/перевода».

«Почему некоторым отказывают в выплате пенсионных накоплений из ЕНПФ?»

«1-я причина: когда запрашиваемая сумма пенсионных, указанная в заявлении, превышает доступную для изъятия. Рекомендуем проверять актуальную информацию о своих пенсионных накоплениях, включая сведения о доступной сумме (в личном кабинете на сайте enpf.kz, в мобильном приложении ЕНПФ, на портале egov.kz) непосредственно перед подачей заявления уполномоченному оператору.

2-я причина: запрашиваемая сумма, указанная в заявлении, превышает доступную для изъятия с учетом принятых к обработке заявлений. В этом случае рекомендуем дождаться исполнения ранее направленных заявлений.

3-я причина: в ЕНПФ имеются сведения о недействительности документов, удостоверяющих личность. Необходимо указывать в заявлении действующий документ, либо обратиться в ЦОН для получения нового.

4-я причина: вкладчиком были поданы повторные, дублирующие заявки. Нужно подождать. По закону в течение 5-ти рабочих дней со дня поступления электронного уведомления от уполномоченного оператора ЕНПФ переводит оператору сумму единовременной пенсионной выплаты для последующего зачисления на спецсчет вкладчика. Если от ЕНПФ уполномоченному оператору не поступило электронное уведомление об отказе в перечислении выплаты с указанием причины отказа, то получателю следует подождать 5 рабочих дней до наступления даты перевода на его спецсчет и не подавать повторные заявления.

Напоминаем, что все вопросы, связанные с подачей заявления и с условиями целевого использования пенсионных накоплений для улучшения жилищных условий и или оплаты лечения рассматриваются уполномоченным оператором по принципу «одного окна» и отдельного обращения в ЕНПФ не требуется.

Кстати, статус заявления можно проверить в личном кабинете на портале уполномоченного оператора. После того, как заявление принято в обработку ЕНПФ, проверить его статус можно в личном кабинете на сайте enpf.kz или в мобильном приложении ЕНПФ в разделе «Мои заявления на выплаты/переводы».

«А как подать заявление на передачу части пенсионных накоплений управляющему инвестпортфелем?»

«Прежде всего, необходимо проверить, имеются ли средства на индивидуальном пенсионном счете, доступные для такого вида перевода. Проверьте в личном кабинете на сайте enpf.kz или в мобильном приложении ЕНПФ, а также на сайте электронного правительства. Потом нужно определиться с управляющим инвестпортфелем - УИП.

На данный момент ЕНПФ заключены договоры о доверительном управлении пенсионными активами с четырьмя УИП, которые соответствуют всем требованиям, установленным Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка. Эти ведомства имеют лицензию на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг. Это АО «First Heartland Jysan Invest», «Halyk Global Markets» (ДО АО «Народный Банк Казахстана»), «BCC Invest» – дочерняя организация АО «Банк ЦентрКредит» и «Сентрас Секьюритиз». Информация о каждом из них размещена на сайте enpf.kz в разделе «Услуги» – «Перевод части пенсионных накоплений в доверительное управление УИП».

Напомним, что после получения пенсионных активов УИП инвестирует их в разрешенные финансовые инструменты. УИП имеют право на взимание комиссионного вознаграждения за инвеступравление. Предельная величина их вознаграждения не может превышать 7,5% от полученного инвестдохода. Фактическая величина комиссионного вознаграждения ежегодно утверждается органом управления УИП и может меняться не чаще одного раза в год. В период нахождения накоплений под управлением НацБанка до достижения вкладчиком пенсионного возраста действует гарантия сохранности его накоплений с учетом уровня инфляции. При переводе сумм в управление УИП гарантия государства заменяется управляющей компании.

Вкладчик в целях передачи пенсионных активов в доверительное управление представляет в ЕНПФ заявление, подписанное ЭЦП, о выборе УИП путем личного обращения или посредством интернет-ресурса. Если выбрана онлайн-услуга, нужно перейти в подраздел «Услуги» на сайте ЕНПФ. Далее - «Перевод пенсионных накоплений в доверительное управление управляющему инвестпортфелем», затем заполнить все необходимые поля. Адрес и контактные данные появятся автоматически из базы данных информационной системы ЕНПФ. До его подписания выводится уведомление о необходимости обращения на интернет-ресурс уполномоченного оператора в случае, если у вкладчика намерение перевести пенсионные накопления в целях улучшения жилищных условий или оплаты лечения. В личном кабинете физлица предоставлена возможность подачи заявления об аннулировании ранее поданного заявления о выборе УИП, которое получатель может подать до момента его исполнения ЕНПФ (при наличии статуса «Принято к обработке»).

Нужно внимательно внести реквизиты договора о пенсионном обеспечении, выбрать из предлагаемого справочника УИП, указать сумму перевода, подписать заявление ЭЦП. Отслеживать статус исполнения, а также аннулировать заявление можно также в личном кабинете. К слову, вкладчики имеют право в том числе предоставить в ЕНПФ заявление на возврат пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении УИП, в доверительное управление НБРК. Но не ранее, чем через два года после первоначальной передачи пенсионных накоплений в доверительное управление УИП. Могут также не чаще одного раза в год подать заявление об изменении УИП - для передачи своих пенсионных накоплений в доверительное управление другому управляющему. ЕНПФ осуществляет передачу пенсионных активов в доверительное управление УИП в течение 30 календарных дней после даты поступления заявления в размере, соответствующем сумме пенсионных накоплений, указанной в данном заявлении».

Галина Каренских

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале