Как известно, одной из поправок в Конституцию страны планируется изменение модели формирования Парламента и, в целом, избирательной системы. В настоящее время Сенат образуют депутаты, избранные маслихатами, а также 15 депутатов от Президента. Проект предлагает сокращение квоты Президента с 15 до 10 депутатов, 5 из которых будут рекомендованы Ассамблеей народа Казахстана.
– Сейчас Мажилис избирается только через политические партии и от АНК – 107 депутатов. В проекте поправок предлагается квоту от АНК – 9 депутатских мандатов – исключить, то есть в Мажилисе будет 98 депутатов. Эти 98 депутатов будут избираться по смешанной системе: часть депутатов будет избираться через партийные списки, часть – через прямые выборы кандидата народом, – объяснила норму вице-министр юстиции Алма Муканова на брифинге в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК.
Прекращение полномочий депутата при такой модели также смешанное: либо исключение кандидата из партийного списка, ликвидация политической партии, либо отзыв депутата избирателями.
– Также будет введен императивный мандат, который будет действовать на всех уровнях. Это возможность отзывать избранного депутата (по одномандатному округу), если такой депутат, не удовлетворяет запросам общества. 100% – на уровне районов, 50% – на уровне области и порядка 30% на уровне Мажилиса. Фактически, это механизм повышения ответственности избираемых депутатов и стимул претворения в жизнь заявляемых ими предвыборных программ, – отметила вице-министр юстиции.
Ряд поправок в проекте имеет важное значение для общества, но они, к сожалению, еще широко не разъяснены. Например, создание Конституционного Суда. Конституционный Совет в нынешней модели, рассматривает только обращения Президента, Премьер-Министра, депутатов Парламента и судов.
– Предлагается предоставить право обращения Уполномоченному по правам человека, Генеральному прокурору и, самое главное, гражданам. Это означает, что любой нормативный правовой акт может быть рассмотрен на предмет соответствия Конституции – речь идет о приказах министерств, утверждающих какие-либо правила и порядок, нормативных актах акима и вплоть до постановлений Правительства. Сейчас их оспаривание НПА осуществляется в судах общей юрисдикции по правилам гражданского процесса. Конституционный Суд – это мировая модель, призванная защищать конституционные основы государства и конституционные права человека. Конституционный суд будет правомочен пересмотреть акт, в том числе закон, на основании которого выносится судебное решение, – подчеркнула
А. Муканова.
Земля, ее недра, вода, растительный и животный мир, другие природные ресурсы – являются собственностью народа. От имени народа право собственности осуществляет государство.
– Государственные институты лишь управляют от имени народа этими ресурсами. Необходимо учитывать, что ни в коем случае это не затрагивает режим частной собственности на землю, то есть, земля, находящаяся в частной собственности, будет и дальше в частной собственности. Также хочу отметить, что схожий режим, идея, имеется в Конституции касательно власти. Власть, по Конституции, принадлежит народу. Однако народ осуществляет свою власть через государственные институты, – отметила вице-министр юстиции Алма Муканова.
Также в проекте поправок есть и ограничения, связанные с пребыванием в должности некоторых лиц.
– Предлагается запретить состоять в политической партии, профсоюзах, выступать в поддержку какой-либо партии для председателей и судей Конституционного Суда, Верховного Суда и иных судов, Председателя и членов Центральной избирательной комиссии, Высшей аудиторской палаты, – подчеркнула А. Муканова.
Кроме того, отменена смертная казнь. Намечено создание Высшей аудиторской палаты, которая будет отчитываться перед Мажилисом дважды в год об исполнении республиканского бюджета, а также усиление правозащитных институтов.
Как отметила эксперт, условно поправки можно разделить на 12 блоков.
– Первое. Ограничения, связанные с должностью Президента. Это, в первую очередь, ограничение для близких родственников Президента занимать политические должности и руководящие посты в квазигосударственном секторе. Во-вторых, ограничение для Президента состоять в политической партии на период осуществления своих полномочий. Кроме того, исключается право Президента отменять и приостанавливать акты акимов регионов, освобождать акимов районов, городов областного и районного значения, сельских округов. Как вы видите, полномочия Президента сокращаются, что свидетельствует об отказе от «суперпрезидентской модели управления. Далее – исключение всех трех норм, связанных со статусом Первого Президента: возможность избираться Первому Президенту более 2 раз, регулирование его деятельности отдельным конституционным законом; неизменность основополагающих принципов деятельности государства, заложенных Первым Президентом, и его статуса. Отдельно необходимо отметить исключение права экс-Президентов состоять в Конституционном Совете. В целом, принятие поправок в Конституцию будет полностью зависеть от воли народа, – сказала А.Муканова
Жанна Балыкова,
источник фото: gazeta.ru,
zhaikpress.kz.