Несмотря на заявления о предпринимаемых мерах в связи с продажей сахара, по факту в этом плане мы как-то топчемся на месте, а потребители уже дошли до того, что чуть ли не дерутся за него в супермаркетах либо занимают в долг у запасливых соседей. И все это происходит в так называемый пиковый ягодный сезон, когда сахар и без того улетает с полок на варенье, которое нужно успеть заготовить на зиму.
Партийцы областного филиала «AMANAT» на заседании общественного совета по региональному развитию подняли актуальные вопросы, связанные с ростом цен на сахар, а также качества автодорог и частых перебоев с подачей питьевой воды в Уральске. Ведь, помимо того, что сейчас происходит вокруг сахара, качество местных дорог, свыше 60% которых в нашей области находится в плачевном состоянии, признано худшим в стране. Кроме того, особенно в летний период в Уральске ожидается также и дефицит воды – ее потребление с каждым годом увеличивается, а сети и насосные станции давно дышат на ладан. Как утверждают аманатовцы, если все службы, призванные наладить работу в данных сферах, не будут проявлять активность и искать выход, социальное напряжение среди населения будет только расти. А этого, следуя озвученной Президентом цели построения Нового Казахстана, допустить никак нельзя.
– Мы слишком зациклились на геополитической ситуации в мире и привыкли все время заглядываться на РФ, ожидая, что вскоре все изменится и экспорт сахара вновь будет открыт, – обратилась к участникам заседания председатель общественного совета, директор ТОО «Зап.Каз.РЭК» Дина Галиметденова. – Однако вопрос с поставками сахара может затянуться. Поэтому нам нужно менять подходы на местном уровне, наращивать собственные производства. Нам жить и растить детей в этой стране и нужно решать, как изменить жизнь к лучшему, чтобы западноказахстанцы не сталкивались с дефицитом и ростом цен на продукты питания, чтобы через полгода на отремонтированных дорогах не зияли дыры, которые нужно вновь латать, и чтобы не было перебоев с водоснабжением, что случается нередко. Многие уже готовы платить за потребление питьевой воды по более высокому тарифу лишь бы это гарантировало хороший напор в кране и ее высокое качество…
Подключайте общественников, сбивайте цены на сахар!
Объясняя ситуацию с сахарным песком, заместитель руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ЗКО Мирас Сулеймен сообщил, что в связи с географическим расположением основной объем сахара – до 70% ранее транспортировался в нашу область из России и Беларуси, так как это более выгодная транспортная логистика. Как известно, с марта в РФ был принят запрет на его экспорт в страны ЕАЭС, что привело к ограничению ввоза и для ЗКО.
– Ежемесячная потребность нашей области в сахаре составляет 1340 тонн, в том числе 940 – для населения и 400 тонн – для предприятий, – сказал спикер. – Местными акиматами были приняты меры по урегулированию поставок сахара: направлена заявка в Министерство сельского хозяйства и в НК «Продкорпорация» для выделения двухмесячной потребности в объеме 1800 тонн. В ЗКО было поставлено 214 тонн удешевленного сахара, который реализован через торговые сети.
Напомнив, что недавно в соцсетях был распространен видеоматериал ажиотажного закупа сахара, спикер подчеркнул, что в апреле пришел вагон с 68 тоннами сахара, которым торговали в ТОО «Алтындар». Причиной стала низкая стоимость – 370 тенге за кило, так как партия была закуплена из «Продкорпорации» по цене в 323 тенге.
– Его и продавали там до конца мая, а сейчас этого объема уже нет, – отметил Мирас Сулеймен. – При этом было установлено ограничение – до 1-3 кг в руки, чтобы избежать спекулятивных действий со стороны перекупщиков. Вместе с тем, в марте-апреле оптовыми поставщиками ЗКО была произведена оплата за шесть вагонов с сахаром (408 тонн), но поставку начали осуществлять только с конца мая. Отпускная цена сахара на отечественных заводах сейчас составляет 450 тенге. Недавно была внесена оплата еще за 13 вагонов с сахаром (884 тонны), пять из них уже доставлены в Уральск, в пути – еще семь, а один вскоре будет загружен. На 7 июня запас сахара в ЗКО составил 277 тонн, что должно покрыть 9-дневный объем по нормам потребления населения области.
По словам заместителя руководителя УПИИР ЗКО, сахар реализуется в свободном доступе в супермаркетах «Дина», «Лидер» (по 442 тенге за кило) и на рынках «Алтын Алма» (по 600-630 тенге) и «Мирлан» (по 517-595 тенге). Из 1600 продуктовых магазинов области ежедневным мониторингом охватывают около 250 из них, а также арендаторов двух крупных городских рынков. С поставщиками проводится разъяснительная работа, чтобы торговая надбавка не превышала 15% от закупочной цены.
– А как вы это проверяете? – поинтересовалась Дина Галиметденова.
– Мы работаем в соответствии с Предпринимательским кодексом, – ответил Мирас Сулеймен. – Конечно, для проведения проверки необходима официальная жалоба. Если таковая поступает, то регистрируем ее и открываем проверку. В случае нарушений принимаются административные меры. Сейчас же просто мониторим, и, зная отпускную цену наших заводов, сравниваем ценники на сахар. Если есть превышения, проводим разъяснительную работу.
По словам выступающего, пока РФ не планирует снимать ограничения на экспорт сахара для Казахстана, так как сама боится испытать его дефицит в непростой период. Но сахар на казахстанских заводах (сейчас всего три в РК) имеется в достаточном количестве, с мая они работают на полную мощность – большого дефицита быть не должно.
– Вы вот сообщаете о вагонах, которые должны прийти в ЗКО, а по факту ситуация с сахаром в нашей области не меняется, – заявил партиец, исполнительный директор ТОО BIMS Махамбет Султангалиев. – Моя супруга, к примеру, на днях заняла 2 кг сахара у соседей. В ближнем супермаркете «Алтындар», где мы отовариваемся, его нет в продаже. Прошел уже месяц, как появилась эта проблема, но люди так и жалуются… Почему бы нам к мониторингу не подключить общественников? Пусть они делают видео- и аудиофиксацию по ценам на сахар! И госорганам будет легче, ведь есть еще масса других проблем, которыми нужно заниматься. Кроме того, следует проанализировать и ситуацию с предполагаемым урожаем по сахарной свекле в южных регионах. Если прогноз ожидается низким, закуп сахара нужно увеличивать, иначе ажиотаж будет продолжаться. Потом, на сайтах и через СМИ лучше постоянно информировать население о том, как в ЗКО складывается ситуация с поставками сахара. Если люди будут вовремя оповещены, они не станут усиленно скупать сахар.
Как нефтехимия дорогам поможет
Что касается плохого состояния местных дорог, по словам членов партии «AMANAT», все упирается в низкое качество битума – распространенного строительного материала, широко используемого в производстве асфальтобетона.
– У нас дороги ремонтируют, а через полгода все сыпется, – парировал Махамбет Султангалиев на отчет управления пассажирского транспорта и автодорог ЗКО. – Это уже какая-то системная проблема. Все из-за того, что используемый битум быстро приходит в негодность, хотя есть сертификаты, все характеристики в норме. Думаем, что у нас фирмы строят некачественно, а причина кроется в материале…
«И почему бы раз и навсегда не решить вечную проблему плохих дорог в ЗКО?» – задались вопросом участники заседания, предложив развивать в ЗКО нефтехимическое производство на Карачаганакском месторождении, одним из продуктов которого может быть качественный битум, изготовленный из местного сырья. Для этого госслужащие совместно с членами партии «AMANAT» намерены составить грамотное обоснование и обратиться с ним в Минэнерго либо администрацию Президента РК.
– У нас есть проекты по внедрению такого комплекса, – заметили партийцы. – Внутри своего региона мы и на логистике бы сэкономили. Тем более что у нас такой высокий процент изношенности дорог. Никто в Минэнерго за ЗКО ведь думать не будет. Нужно продвигать такие проекты, которые позволили бы и соседние области обеспечивать нефтепродуктами.
Запас прочности водоснабжения иссяк
По поводу перебоев с водоснабжением директор ТОО «Батыс су арнасы» Ануар Аркенов откровенно признал, что эта проблема беспокоит западноказахстанцев не первый год, и нынешний – совсем не исключение, а скорее, наоборот – в сфере водоснабжения все непросто.
– Областной центр растет, ежегодно на 5-10% увеличивается потребление воды, – отметил спикер. – За счет работ, которые были начаты в прошлом году по подземному водозабору, конечно, мощность увеличилась. Однако эту воду мы не можем нормально транспортировать до Уральска. Износ насосной станции еще 70-х годов постройки, плюс магистральный водовод от водозабора до города не позволяют перекачивать такой большой водяной объем.
По словам спикера, совместно с городским отделом ЖКХ работы по водообеспечению были включены в комплексный план развития города. Предполагается реконструкция насосной станции на подземном водозаборе, там же – строительство очистных сооружений и дополнительного магистрального водовода, что позволит улучшить ситуацию с водоснабжением.
– Разрабатывается и технико-экономическое обоснование на реконструкцию водоочистных сооружений из реки Урал, где предусматривается модернизация всего комплекса систем очистки. Сейчас воду из реки мы самостоятельно не качаем, ее подает ЖТЭ. Но в связи с техническими проблемами они тоже не могут обеспечить необходимый объем воды в жаркое время, чтобы перекрывать всю потребность. Этот вопрос рассматривается. Будем ставить свою береговую насосную станцию… За годы Независимости в системе водоснабжения ничего по большому счету не делалось в плане полноценного ремонта и перспективного развития. Все это время мы жили на том запасе прочности, который достался нам с советского времени, а теперь настало время решать эти проблемы, – резюмировал Ануар Аркенов.
Галина Каренских,
zhaikpress.kz