30.06.2022, 11:02
Просмотры: 52

Встреча с кюйши

Казалось, что стремительный бег остановился, и все смешалось – стерлись границы между столетиями и сегодняшним днем, миражи средневековья заглядывали в окна многоэтажных домов, вольный степной ветер и летящие тулпары ломали стены современной квартиры…

4-6

Кали ата на своей маленькой домбре творил чудеса. Мы сидели перед ним как завороженные, удивляясь всему – его гордой, величественной осанке, несовместимой с восьмидесятилетним возрастом, его тихой медленной речи, его старчески высохшим смуглым рукам, сохранившим уникальную технику игры. Кали ата и его домбра, которая как живая, пела, плакала, ликовала, рассказывала нам о событиях, ставших нашей историей.

Звучит кюй Мамена… И Кали ата вспоминает, что когда-то он так же, как и мы сейчас, бегал слушать игру старика Мамена. Вокруг домбриста всегда собиралось много народу, и он, мальчишка, не мог пробраться сквозь плотное кольцо слушателей к великому кюйши. Он следил за его игрой лишь издалека. А потом, утащив у матери большой ковш, напоминавший формой домбру, натягивал на него струны и пытался воспроизвести чарующую музыку Мамена.

Кюй Дины... Великий тартыс двух учеников – последователей Курмангазы – Мамена и Дины. Это был самый главный урок музыки в жизни Кали.

«Науайы» – народный кюй... Кали ата говорит: «Когда играю этот кюй, вижу домбру и руки своего учителя – кюйши Тогайбая. Многие годы он странствовал с Маменом, чтобы обучиться искусству великого мастера». У Тогайбая Кали перенял большинство кюев, у него шлифовал технику. Оттачивал мастерство.

Курмангазы. «Адай»... 1934 год. Со всех концов Казахстана в Алма-Ату приехали домбристы, кобызисты, сыбызгисты и танцоры, чтобы участвовать в смотре-конкурсе лучших – тех, кто будет закладывать основы нового казахского  искусства.

Даулеткерей, «Жигер»... Сыграв кюй, Кали ата замер, напряженно вслушиваясь в какие-то далекие, для него одного слышные отзвуки. Очнувшись, он стал говорить о том, что до сих пор нет домбристов, которые бы могли исполнять кюи Даулеткерея так проникновенно, как братья Науша и Махамбет Букейхановы. Только услышав их игру, можно со всей полнотой почувствовать величие гения Даулеткерея.

Кюи, кюи... Каждый кюй – это история, встречи имена людей. И Кали Жантлеуов находит свои краски для каждого кюя. Его исполнительское мастерство проявляется в совершенном владении инструментом, в умении раскрыть все заложенные в нем звуковые возможности. Исключительной представляется нам сегодня техника его правой руки. От силы и точности кистевого удара во многом зависит и сила звука. Кали очень тонко координирует свои движения, используя почти забытую технику звукоизвлечения отдельными пальцами – первым, вторым, третьим или несколькими сразу. Кроме того, правая рука берет на себя своеобразную функцию педали: прижимая за подставкой локтем струны к деке домбры, исполнитель приглушает звучание инструмента, приподнимая руку и открывая струны, он достигает максимальной громкости. Филигранна штриховая техника (чередование ударов вверх и вниз) и виртуозность левой руки Кали ата.

Играя кюи Курмангазы,  Даулеткерея, Туркеша, Мамена, Аликея, Баламайсана, Дины, Кали Жантлеуов стремится подчеркнуть то особое, что характерно для каждого из них, для каждого отдельного кюя. В его интерпретации сохранены многие детали – штрихи, пальцовка, темповые и динамические нюансы, которые определяют стилевые черты творчества разных кюйши. Сохраняя все наиболее оригинальное и близкое к первоначальному замыслу, Кали вкладывает в кюй и частицу своего таланта, так как его искусство имеет импровизационную основу: Жантлеуов обладает высочайшим чувством меры, которое позволяет ему при  сохранении конструкции кюя в целом, найти наиболее совершенную форму, точные, но очень гибкие темповые отклонения, четкую акцентировку. Его варианты кюев Курмангазы «Адай», «Терискакпай», «Байжума», «Акбай», «Алатау», «Кайран шешем», кюев Даулеткерея «Салык олген», «Жигер», «Топан», кюев Туркеша «Конил ашар» и Мамена «Каражанханым», кюев Баламайсана, Аликея и других легли в основу репертуаров Казахского академического оркестра народных инструментов им. Курмангазы и многих современных домбристов.  И теперь уже трудно представить музыкальную жизнь без этих кюев: они звучат во всех уголках нашей огромной республики.

Кали Жантлеуов  воплощает в себе целую музыкальную эпоху. Он относится к последнему поколению кюйши, обучавшихся в традиционных устных формах. Кали, перенимавший кюй «прямо с рук» выдающихся Мамена и Дины, замечательного домбриста Тогайбая, является продолжателем одной из самых блестящих исполнительских традиций – школы Курмангазы. Творчество Жантлеуова стало тем обязательным звеном в истории, без которого была бы невозможна связь прошлого с настоящим. Так, кюй Курмангазы «Адай», благодаря искусству Мамена, Тогайбая и Кали, перешагнул рубеж своего века и в нашем столетии получил второе рождение, став началом творческой биографии оркестра народных инструментов: этим кюем открылся первый концерт коллектива.

Оркестр народных инструментов стал для нас символом казахского народного искусства. Для Кали ата – он любимое детище. Тридцать лет связывали Кали с этим коллективом. В первые трудные годы становления оркестра Кали Жантлеуов вместе с Ахметом Жубановым, Охабом Кабигожиным, Лукпаном Мухитовым, Наушой и Махамбетом Букейхановым выбирали репертуар, искали и утверждали новые принципы ансамблевой игры, заменяли импровизационность в кюях тщательно отобранным вариантом, осваивали нотную грамоту, закладывая основы казахской профессиональной культуры. В течение долгих часов репетиций выдающиеся мастера учились по-новому думать и играть, учились непосредственного друг у друга.

А дальше биография Кали сливается с биографией оркестра. Репетиции, концерты, гастроли, декады, новые кюи и произведения, молодые поколения исполнителей – все это стало жизнью Жантлеуова. В оркестре Кали становится «правой рукой» Ахмета Жубанова, художественного руководителя оркестра и дирижера, долгие годы Кали Жантлеуов был концертмейстером домбристов в оркестре.

В 1942 году в знак признания высокого таланта и труда Кали Жантлеуову было присвоено звание заслуженного артиста Казахской ССР, а двенадцатью годами позже, в 1954 – народного артиста республики.

Жантлеуова - педагога отличают большая выдержка, самодисциплина и высокая требовательность к студентам. Кали ата вел занятия всегда с домброй в руках, обучая кюям на слух.

Кали воспитал не одно поколение музыкантов. Он обладал удивительной способностью угадывать таланты, и в настоящее время многие из его учеников стали известными музыкантами.

Среди них – народные артисты: Еркегали Рахмадиев, Шамгон Кажгалиев, Фуат Мансуров, Азидулла Ескалиев, Нургиса Тлендиев, Бакыт Карабалина, Каршыга Ахмедияров, Айтжан Токтаганов, Шамиль Абильтаев, Туяк Шамелов и другие.

Сайра Аманова, 
Абдулхамит Раимбергенов,

музыковеды

Источник фото: ortalyq.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале