7.07.2022, 12:14
Просмотры: 186

Играл в оркестре Курмангазы

Сегодня, когда наше общество переживает переломные моменты по выбору своего пути, передовые люди страны советуют в таких условиях обратиться к своим истокам. В этом не простом и благородном деле сможет помочь культура. Не зря государство обозначило отдельной датой - День домбры.

InShot_20220707_120315201

Будущее зависит от молодого поколения, которым, как воздух, необходимо духовное возрождение. Им надо о знать о людях, которые в сложных условиях, несмотря ни на что, пропагандировали нашу уникальную культуру. Один из них – выходец из нашего района, неординарная личность, глубокий знаток казахского фольклора, домбрист, погибший в годы Великой Отечественной войны,Гайнулла Ниткалиев, 1904 года рождения. О нем мало что известно, разве что воспоминания его младшего брата - Уалиуллы и вырезки из газеты «Казахстанская правда» того времени.

Гайнулла родился в Астраханской губернии в городке Верхний Баскунчак. В трудные тридцатые годы вместе с братом попали на Бухарскую сторону, как тогда называли левобережье Урала. Будучи учителем словесности, в поисках лучшей доли, уехал затем в Алма-Ату. По словам Уалиуллы, его брат был интеллигентным, по тем временам образованным человеком. Виртуозно играл на домбре. Вокруг него всегда собирались люди, особенно молодежь, которые любили послушать не только его кюи, терме, но и различные народные сказания, эпосы о батырах, коих знал в большом количестве и наизусть. Уалиулла вспоминает, что и пропагандировать казахскую культуру в то время было небезопасно, поэтому собирались глубокими ночами, боясь гонений. Игре на национальном инструменте он нигде не учился, так сказать, самородок. Знал практически все кюи великого Курмангазы, и кюи других композиторов. А еще он был кустарем-инкрустатором, своими руками изготавливал домбру и дарил подающим надежду молодым людям.

Уалиулла не рассказывал историю о том, как он попал в начале 30-х годов в первый состав академического оркестра народных инструментов имени Курмангазы. Но сказал, что тогда собирали таких уникальных самоучек. В том коллективе, по его воспоминаниям, было мало музыкантов.Он запомнил, как брат, когда приезжал к нему, играл такие кюи, как «Карабас», «Айжанкыз», «Би кюй» из репертуара оркестра. Также по воспоминаниям младшего брата, Гайнулла в составе оркестра гастролировал по другим странам, выступал в Москве, привозил брату пластинки с записями оркестра. Когда слушали музыку на патефоне, он местами цокал и говорил, что здесь немного сфальшивили, а здесь надо был ноту взять выше и т.д. Он слушал всегда с неизменной улыбкой, гордился своим оркестром. Сам сочинил ряд произведений, но об одном из них – кюй «Арнау», писала в то время «Казахстанская правда». Перед самой войной вернулся к брату в Алгабас, обстановка была тревожная. В июне 1941 года с Теректинского военкомата его забрали на фронт. За день до своего отбытия женился на девушке по имени Батима.

От него было всего одно письмо, где он писал, что беспощадно бьет врага, что победа будет за нами, просил беречь его супругу.Потом пришел треугольник, в котором сообщалось, Гайнулла Ниткалиев пропал без вести в августе 1942 года в битве под Москвой.

Уалиулла все годы, пока был жив, безуспешно вел поиски пропавшего брата. И лишь в наше время, благодаря интернету, дочь Уалиуллы- Жумазия через поисковиков нашла след своего дяди.

Модератор поискового клуба «Бирлик» Кулян Нурмухамбетова помогла найти данные о дяде. В августе 1942 года он, будучи раненным, попал в плен и был доставлен в концлагерь Шталаг IA Штаблак. Погиб в декабре 1942 года. Это один из самых больших лагерей для военнопленных в Восточной Пруссии, - рассказывает Ж.Кожамуратова.

По данным из Интернет: «С советскими военнопленными обращались в Шталаг IA Штаблак , совершенно иначе, они были изолированы в отдельных зонах с более жестким режимом, им выделялись мизерные продовольственные пайки, а качество еды было очень плохим. При этом советские военнопленные использовались нацистами на самых тяжелых работах, в результате чего они в массовом количестве, особенно в период 1941-1942 годов, постепенно слабели и умирали. Высокую смертность именно среди советских военнопленных отмечают все западные источники. Так по оценке польских исследователей только в основном лагере из-за болезней, истощения или эпидемий погибло несколько тысяч, главным образом советских военнопленных».

Жумазия говорит,что вместе с родственниками и порадовались, что нашли дядю, и вместе пережили его трагедию,узнав, как он провел последние дни своей жизни. Можно только догадываться о его муках и муках тысячи военнопленных.

Кто знает, если бы не война, возможно Гайнулла создал бы шедевры для исполнения на домбре, может стал бы прославленным композитором…

 

Нурзия Сисенбаева,

Теректинский район,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале