Ежегодная встреча Орхусских центров и экологических НПО, приуроченная ко Дню Урала состоялась в г.Уральске. Мероприятие прошло в формате круглого стола, в работе которого приняли участие представители МЭГиПР РК, центральных и местных исполнительных органов, Офиса программ ОБСЕ, Казахстанские и Российские эксперты, руководители природоохранных ведомств.
Открывая работу круглого стола Вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов Зульфия Сулейменова отметила важность значения трансграничной реки для жизнеобеспечения обеих государств.
– Уровень воды в реке снижается. Сейчас очень важно выработать правильные системные меры как мы можем сохранить нашу реку. В прошлом году был принят новый экологический кодекс, одной из новелл, является то, что мы впервые получили адаптацию экосистем к изменениям климата. Одним из четырех секторов, которые наиболее уязвимы являются водные ресурсы. Поэтому в данном направлении наша задача провести работу в том числе большие научные исследования и выработать алгоритмы не только для Жайык-Каспийского бассейна, но и для всех рек, – сказала Зульфия Сулейменова. Вице-министр МЭГиПР также отметила значимую роль общественности в деле сохранения водных ресурсов и необходимость консолидации усилий государственных природоохранных институтов с гражданским сообществом. Во время своего выступления она подчеркнула важность обеспечения доступа общественности к информации по охране окружающей среды и трансграничных рек.
Первый заместитель акима Западно-Казахстанской области Арман Утегулов в свою очередь также акцентировал внимание собравшихся на необходимости выработки единого механизма по сохранению трансграничной реки, имеющей важное историческое, культурное и экономическое значение для двух государств, поблагодарил экспертов, общественников и пожелал всем плодотворной работы.
– Проблема сохранения экосистемы бассейна реки Урал поднимается на самом высоком уровне, создана международная комиссия, утверждена Программа Казахстанско-Российского сотрудничества по сохранению бассейна трансграничной реки Жайык-Урал, в рамках работы которой проводятся различные исследования, проведение инвентаризации и выявление источников загрязнения реки, а также других неблагоприятных факторов. На постоянной основе проводится обмен данными. В этом году был отмечен подъем воды в 3.95 метров. Для сохранения паводковых вод, проводятся работы по расчистке старых русел. Также идет интенсивная работа по реконструкции системы каскадных водохранилищ Кирово-Чижинского канала и других обводнительно-оросительных систем, – сообщил Арман Утегулов.
О реализации Охрусской конвенции в Республике Казахстан рассказала исполняющий обязанности директора РГП на ПХВ «Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды» Алтынкуль Балабаева.
– Центром осуществляется работа по следующим направлениям: ведение Государственного фонда экологической информации, оценка и экспертная поддержка Орхусской конвенции, участие в работе региональных Орхусских центров в целях сбора и передачи экологической информации, оказание государственной услуги «Предоставление экологической информации», формирование Национального доклада о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов Республики Казахстан, сопровождение информационной системы «Государственные кадастры природных ресурсов РК», ведение государственного кадастра отходов производства и потребления, сопровождение Единого экологического портала. Министерством экологии, геологии и природных ресурсов РК при поддержке Офиса программ ОБСЕ в Нур-Султане создан Единый экологический портал http://ecoportal.kz с рубрикой «Общественные слушания» и «Заявление о намечаемой деятельности». Количество пользователей Портала в месяц в среднем составляет 5400 человек, из них 300-400 новые пользователи, – сообщила спикер.
Об участии общественности в принятии решений по вопросам управления трансграничной реки Жайык-Урал рассказала Директор Жайык-Каспийского Орхусского центра Шынар Изтелеуова.
– Проблемы реального участия общественности в принятии решений по вопросам, касающимся управления водными ресурсами: Первая – это отсутствие доступа к достоверной информации, нет единой информации о том сколько воды изымается промышленными объектами, сельским хозяйством, населением. Каждый объект предоставляет только информацию по своей деятельности. Недоступность информации об использовании водосберегающих технологий бизнесом особенно, субъектами малого и среднего бизнеса. Отсутствие информации о водных объектах, финансируемых за счет бюджета. Общественность, не владея полной информацией может давать рекомендации только по одному проекту. Общественность не имеет возможности влиять на принятие решений по финансированию «коричневых» водных технологий за счет бюджета. Отсутствие централизованного управления водными ресурсами и преемственности государственных органов не позволяет общественности реально участвовать в принятии решений. Обсуждение трансграничных водных проблем за «закрытыми» дверями. Невозможность влиять на проекты малого и среднего бизнеса, – обозначила острые проблемные вопросы спикер. В завершение выступления Шынар Изтелеуова рекомендовала обеспечить доступность информации о количестве воды, которое изымается из р. Жайык всеми субъектами, все проекты обсуждать с представителями общественных советов на местах, обеспечить открытость информации о количестве использования воды малым и средним бизнесом, все проекты должны проходить анализ «водных рисков» для всех заинтересованных сторон, создать механизм обеспечивающий использование малым и средним бизнесом водосберегающих технологий, а также рассмотреть возможность повышения тарифов на воду.
Академик Академии водохозяйственных наук РФ, доктор технических наук, профессор, единственный Лауреат международной золотой премии «ECOAward 2017» стран организации экономического сотрудничества в области науки «Охрана водных ресурсов», независимый эксперт Малик Бурлибаев в своем докладе о современной оценке гидролого-гидрохимического состояния реки Жайык подверг критике как всю систему работы Министерства экологии, так и строительство водохранилищ.
– Во всем мире нет Министерств экологии, в лучшем случае – имеются Агентства по охране окружающей среды. Почему? Экология – это, прежде всего, наука (фундаментальная), изучающая взаимоотношения живой природы (биоты) с неживой природой (абиотой). А охрана окружающей среды – прикладная задача. Таким образом мы в Казахстане открыли второе Министерство науки (параллельно МОН РК)? Может быть, в нашем МЭГПР РК преобладают программы по научно-исследовательским работам в области экологии? Их вовсе нет! Мы МЭГПР РК развязали руки, передав Комитет по водным ресурсам, Комитет лесного, охотничьего и рыбного хозяйства! Еще утильсбор! Они, наравне с охраной окружающей среды, занимаются хозяйственной деятельностью. Областные филиалы РГП «Казводхоз» КВР продают воду всем потребителям, то есть зарабатывают! Где тут охрана окружающей среды? Функциональная обязанность западных Агентств по ООС – только контроль и на законодательной основе улучшение окружающей среды! А у нас? В итоге у нас получается не «управление водными ресурсами», а «управление водопотреблением», т.е. любой ценой обеспечить потребность всех водопотребителей и водопользователей! Речные и озерные экосистемы до сих пор не стали участниками водохозяйственного баланса. А что творится с речными и озерными экосистемами – это меньше всего волнует МЭГПР РК! Главное – это непрофессионализм руководства МЭГПР и КВР – привел к настоящей беде в водной отрасли экономики!
В вышеназванных документах не идет речи о восстановлении сети наблюдения Республики Казахстан за гидрологическим, гидрохимическим и гидробиологическим режимами водотоков и водоемов на уровне 1991 года. Было порядка 800 гидропостов и створов, тогда как в настоящее время их осталось около 380. Надо открывать Министерство или «Агентство по водным ресурсам и рыбного хозяйства», потому, что объекты одни и те же. Почему-то МЭГПР РК упорно настаивает на строительстве новых 39 водохранилищ по всему Казахстану ради обеспечения водой всех водопотребителей. Это при том, что люди принимающие такие решения, абсолютно не понимают вреда окружающей среде, который будет нанесен этими водохранилищами. Посмотрите на численность водохранилищ по всем восьми водохозяйственным бассейнам. Правда их не мало! Это только официальные водохранилища, которые официально зарегистрированы в Бассейновых инспекциях. А сколько еще существуют бесхозных водохранилищ? Никто не знает! Вы посмотрите на таблицу, где и сколько у нас водохранилищ и какие реки из-за негативного влияния этих водохранилищ, перестали нести свой сток до пункта назначения (устья рек). У МЭГПР РК давно начались конфликт интересов между охраной и использованием водных ресурсов. Например: земли резервата в дельте р. Иле, а также выдача разрешений на разведку в дельте Самрук-Кену на цветные металлы, не смотря высокую радиоактивность бурого угля в дельте, – озвучил свое видение работы спикер. В завершении выступления независимый эксперт Малик Бурлибаев обозначил первоочередные задачи, которые по его мнению, должны быть включены в виде отельных пунктов в Проект «Концепции развития системы управления водными ресурсами Республики Казахстан на 2021-2025 годы или отдельных статей в предлагаемый вариант Водного Кодекса РК».
Представил доклад по основным итогам 9-го всемирного Водного форума прошедшего в Дакарте, а также рассказа о наличии Казахстанских и Российских ГТС на реке Урал заместитель директора филиала БАК им.Д.Кунаева РГП «Казводхоз» Мейрам Арыстанов.
– Проблемы воды и ее нехватки - неоспоримый исторический факт. В исследовании ООН говорится, что во всем мире потребление воды будет увеличиваться на 1% в год в течение следующих 30 лет. Растущий спрос на воду во всех секторах обусловлен ростом населения, изменение моделей потребления и экономического развития. без воды люди погибают, экономика страдает, использование легкой доступной воды заканчивается, повсеместно водные ресурсы загрязняются, право на воду - основное право человека, это право на жизнь, вода – это приоритет планеты, вода никому не принадлежит, всем надо работать вместе в этом деле, большие потери воды до 70%. В связи с уменьшением количества осадков в течение нескольких десятилетий растет температура и антропогенным воздействием на водные бассейны вызванным сельским хозяйством, ростом городов и использования воды в промышленности, все меньше и меньше людей имеют доступ к воде. Тема водной безопасности широко обсуждалась во время Форума в разных форматах, но особое внимание она получила на специальной сессии «Водная безопасность и ЦУР», где обсуждались различные перспективы, вызовы и альтернативы вокруг водной безопасности. В первую очередь было достигнуто понимание, что водная безопасность не определяется объемом воды в наличии, а скорее эффективностью структур, нормативно-правовой базы, путями внедрения и реализации политических инструментов и имеющимися финансовыми ресурсами. Необходимы новые формы управления и стратегические решения, а также локальные подходы и диалог. Не следует забывать, что традиционное использование и управление водой может расширить охват решений по обеспечению водной безопасности. Если водная безопасность – это путь к достижению ЦУР, то важно признать взаимосвязанность государственных стратегий в различных областях и необходимость вовлечения всех водопользователей в руководство. Также отмечалась принципиальная важность усиления потенциала организаций стран в обеспечении водной безопасности.
Что касается бассейна реки Жайык Урал, то в российской части бассейна находятся три крупных водохранилища – это Ириклинское, построенное в 1959 году с объемом воды в 3260 кб/км, Магнитогорское 1931 г. объем 189 кб/км. и Верхнеуральское 1960 г. объем 601 кб/км. На территории Урало-Каспийского бассейна с Казахстанской стороны имеется 56 водохранилищ, гидроузлов и плотин. В Западно-Казахстанской области - 45 объектов, в т.ч. 40 водохранилищ, 3 гидроузлов, 2 накопителя сточных вод. Общий объемом водохранилищ более 725 млн. м3. В Актобинской области – 11 объектов, в т.ч. 4 водохранилища, 7 плотин. По состоянию 01.01.2015 года общий объем воды в крупных водохранилищах на территории Актобинской области составил 295,77 млн. м3. На территории Атырауской области водохранилищ не имеется. Имеется только 1 объект – Ералиевский гидроузел., – рассказал Мейрам Арыстанов.
По словам Академика РАН Вице-президента Русского географического общества, научного руководителя Оренбургского ФИЦ РАН Александра Чибилева судьбу Урала и экосистемы его бассейна нельзя решать на основе волюнтаристских, политических и дилетантских решений, интересов безответственного бизнеса.
–Убивали реку Урал с помощью прикладной, ведомственной науки, возрождать её нужно на основе фундаментальных естественнонаучных знаний. В рамках реализации Национального проекта «Экология» необходимо придать реке Урал статус «Особо ценного водного объекта». Считать важнейшим индикатором экологического состояния бассейна реки Урал восстановление популяции осетровых рыб. Разработать Эколого-экономическое обоснование организации трансграничных природных резерватов: Уральская урема, Урало-Губерлинское ущелье, Урало-Утвинская меловая степь, Степной резерват Общий Сырт. Разработать эколого-экономическое обоснование природных резерватов «Исток Урала», «Дельта Урала». Адаптировать хозяйственное водопотребление (в первую очередь, безвозвратное) к условиям экстремально маловодных лет. Объявить долгосрочный мораторий на строительство новых гидросооружений на всех реках бассейна. Провести ревизионную паспортизацию существующих прудов и водохранилищ с полной ликвидацией временных земляных плотин. Ликвидировать и рекультивировать малоэффективные и неэффективные искусственные водоемы, в том числе созданные с ошибочной целью «для пополнения водных ресурсов бассейна реки Урал». Восстановить традиционную для бывшего гослесфонда службу лесного хозяйства и лесной противопожарной охраны в пределах долин реки Урала и его притоков. Запретить все виды дноуглубительных работ, разработки песчано-гравийных смесей в русле реки Урал, не связанных с обеспечением работы водозаборов. Провести паспортизацию всех типов водозаборов из открытых источников реки Урал с закрытием незаконных, технически опасных, с лимитированием объемов водопотребления с учетом фактической водности реки. Вывести из пахотного фонда все сельхозугодья, расположенные в поймах рек и на эрозионно опасных склонах долин рек. Оптимизировать правила эксплуатации Ириклинского и других водохранилищ бассейна с целью частичного восстановления паводкового стока. Восстановить на государственном уровне традиционную для реки Урал систему охраны рыбных ресурсов, в том числе, осетровых. Создать развитую сеть ООПТ от истоков до устья как основу для сохранения экосистемы бассейна трансграничной реки Урал. Обратиться в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации с просьбой организовать на базе Оренбургского федерального исследовательского центра Российской академии наук совместно с Западно-Казахстанским университетом им. М. Утемисова международное научное подразделение – Лабораторию экологии бассейна реки Урал. Всем уже давно понятно, что реку надо спасать, а для этого пора переходить к активным действиям,– отметил академик.
Евгения Максимова,
zhaikpress.kz