В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона «О противодействии коррупции» государственные органы, организации и субъекты квазигосударственного сектора осуществляют внутренний анализ коррупционных рисков, по результатам которого принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений. Как выяснилось, в анализируемом периоде СПК не проводилось ни одного внутреннего анализа коррупционных рисков. Кроме того, за период с 2019 года по 2020 год отсутствует план мероприятий по противодействию коррупции, соответственно, отсутствует системность при организации мероприятий в данном направлении. Данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем выполнений требований Закона РК «О противодействии коррупции», более того принятый СПК в 2021 году план антикоррупционных мероприятий тоже не исполнялся.
Также в соответствии со статьей 16 Закона «О противодействии коррупции» в субъектах квазигосударственного сектора определяются структурные подразделения, исполняющие функции антикоррупционных комплаенс-служб, основной задачей которых является обеспечение соблюдения соответствующей организацией и ее работниками законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции. Приказом Председателя правления СПК функция комплаенс-службы была возложена на сотрудника в качестве дополнительной работы, но как таковая работа по противодействию коррупции в СПК в период с 2019 года по 2021 год не проводилась. Все эти факты с учетом штатной численности, наличия подведомственных организаций, а также распределением значительного объема финансовых средств, отсутствие самостоятельной антикоррупционной комплаенс-службы и непосредственное подчинение сотрудника СПК Председателю правления, показывают наличие коррупционных рисков в деятельности корпорации.
Также в ходе изучения порядка отбора персонала в СПК установлено, что правилами конкурсного отбора кадров на вакантные должности не предусмотрены процедуры обжалования решений должностных лиц по кадровым вопросам, не прописаны четкие основания для проведения таких процедур, в том числе при выявлении явных нарушений прав и законных интересов кандидатов, не регламентирован порядок замещения вакантных должностей.
– Данный пробел ограничивает права и законные интересы кандидатов на замещение вакантных должностей, на обжалование незаконных и неправомерных действий должностных лиц СПК, и не способствует выявлению коррупционных правонарушений, допущенных в ходе проведения процедур найма и адаптации персонала. В процессе проведения комиссией собеседования с кандидатами не предусмотрена видео-аудио фиксация заседания, с помощью которой в последующем стороны смогли бы урегулировать спорные вопросы. При изучении Положения о Совете директоров СПК установлено, что в нем не разграничены функции (компетенция) независимых директоров. Процесс избрания независимых директоров, квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам на должность независимых директоров ничем не регламентированы. Данные пробелы не обеспечивают должную работу независимых директоров, а также вызывают вопросы относительно транспарентности и прозрачности работы Совета директоров, – сказал Б.Хайруллин.
Штатная численность СПК на сегодняшний день составляет 28 человек, наблюдается частая смена кадров от Председателя до рядовых сотрудников. Кадровая текучесть обусловлена коллективной жалобой трудового коллектива в адрес бывшего председателя СПК Алимжана Тохтасунова, касательно его неэтичного поведения, оскорбления и унижения сотрудников, а также излишних расходов корпорации. Тогда заявление об уходе подписали 22 сотрудника. После аудиторской проверки Тохтасунов уволился.
– Какую пользу приносит СПК для региона, кроме того, что там пропадают бюджетные средства? Для чего создан стабфонд, если он не может влиять на ситуацию с ценами на рынке? Почему сотрудники увольняются и не отвечают за свою плохую работу? Есть только один ответ на эти вопросы – нет патриотов в СПК, чтобы на самом деле делать все возможное и невозможное для народа, для развития области, нет ответственности за свои действия, нет грамотных менеджеров, чтобы эффективно расходовать государственные деньги, – сделала вывод Ж.Туремуратова.
Жанна Балыкова,
zhaikpress.kz