12.09.2022, 14:43
Просмотры: 56

Выйти за пределы Казахстана

В г.Уральске прошла серия тренингов для малого и среднего бизнеса по экспорту и международной торговле. Данная программа разработана и реализуется при поддержке Европейского Союза Международным торговым центром совместно с казахстанским оператором мер государственной поддержки экспортеров-компанией QazTrade.

IMG-20220912-WA0045

Организаторы провели бесплатные обучающие курсы по экспорту и международной торговле для представителей микро-, малого и среднего бизнеса. На данных курсах, разработанных Международным Торговым Центром совместно с АО «Центр развития торговой политики «QazTrade», и финансируемых Европейским Союзом в рамках проекта Ready4Trade Центральная Азия, предприниматели узнали, как экспортировать товар из Казахстана в Европу и в другие страны, как правильно подготовить свой бизнес под экспортную деятельность, где получать нужные сертификаты и многие другие важные аспекты работы международной торговли.

В обучающем курсе приняли участие полтора десятка представителей бизнеса из различных сфер, от производителей меда до крупных компаний агропромышленного, нефтегазового секторов. Обучение проводили лекторы Айнур Тлеуова и Ожет Шегирбаев, которые в течение двух дней постарались ввести предпринимателей в мир международной торговли. Как пояснил представитель компании QazTrade О.Шегирбаев, данные курсы являются частью учебной программы, разработанной для проведения как в онлайн, так и в офлайн-форматах, Первый тренинг прошел в г.Нур-Султане, следующие после Уральска тренинги будут проводиться в городах Актобе, Кызылорда, Тараз и Алматы.

– В прошлом году мы выезжали непосредственно на предприятия, где готовят продукцию на экспорт. QazTrade выбрал по Казахстану 42 предприятия, на базе которых были проведены обучающие тренинги по сортировке, упаковке, маркировке продукции, логистике. Теперь разработан новый обучающий курс по экспорту и международной торговле. Как оказалось, не все предприниматели осведомлены о программах и мерах государственной поддержки предприятий-экспортеров, что можно компенсировать часть своих расходов по экспорту продукции, – отметила А.Тлеуова.

Государство компенсирует часть уже состоявшихся расходов по транспортировке, сертификации, по продвижению экспортной продукции. Около 70 % расходов компенсируются в целях поддержки предприятий-экспортеров. Программа работает, и достаточно эффективно. В прошлом году хорошую поддержку получили мукомольные предприятия Казахстана, которые экспортировали свой товар. Например, по информации QazTrade по заявкам за 2021 год по Западно-Казахстанской области получили государственную поддержку по возмещению своих экспортных расходов такие предприятия, как ТОО «Белес-Агро», «Пойма Май Комбинаты», «Стекло-Сервис», «Теректі май комбинаты», АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов», ТОО «Уральский трансформаторный завод», «КУБЛЕЙ». Всего было одобрено 29 заявок на 258,8 миллиона тенге.

На сегодняшний день Казахстан является производителем многих видов продукции, не только обеспечивая внутренние потребности страны, но и экспортируя ее на мировые рынки. И все это благодаря тому, что товаропроизводители Казахстана работают продуктивно и эффективно. А раз растет экспорт, значит, улучшается благосостояние страны и населения. В частности, казахстанские товаропроизводители занимаются экспортом сельскохозяйственной продукции, драгоценных металлов и продукции нефтегазовой отрасли. Однако этими позициями не ограничивается круг продукции, выпускаемой на крупных и мелких предприятиях казахстанских товаропроизводителей. Только в страны ЕАЭС производители оборудования, полностью обеспечив внутренние потребности рынка, продают на экспорт: пластмассы и пластмассовые изделия, материалы и изделия из текстиля, алкогольные и безалкогольные напитки и уксус, шариковые и роликовые подшипники, транспортные средства, устройства, обеспечивающие производство оборудования, сахар и кондитерские изделия, жиры и масла, как растительного, так и животного происхождения, готовые продукты из зерна, муки, молочных продуктов и крахмала, а также мучные кондитерские изделия, сантехника и комплектующие, шланги, трубы и пластмассовые фитинги к ним.

– В каталог АО «Центр развития торговой политики «QazTrade» входят 25 казахстанских компаний-участниц программы экспортной акселерации Qaztrade Accelerator. В данном каталоге представлены продукты пищевой промышленности, товары машиностроения, легкой и химической промышленностей для потенциальных бизнес-партнеров из Российской Федерации. Цель программы QazTrade Accelerator – помочь перспективным предприятиям эффективно выйти на международные рынки. Программа включает в себя отбор наиболее амбициозных производителей, обучение и содействие первоначальному экспорту через В2В переговоры, где компании находят потенциальных покупателей для своей продукции. Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан планирует реализацию Программы до 2025 года и предоставление поддержки более 1000 отечественным производителям разных отраслей и целевых рынков. Например, от Западно-Казахстанской области участниками Экспортного Акселератора в 2020 году стали ТОО «Кублей», АО «Нуржанар», в 2021 году – АО «Западно-Казахстанская машиностроительная компания, АО «Уральскагрореммаш», ТОО «Europlastgroup», в 2022 году – ТОО «КаспиМунайКапитал», ТОО «Пойма Май Комбинаты», ТОО «Белес-Агро», ИП «Хлебзавод №1», ТОО «Уральский трансформаторный завод», ТОО «Карат», – рассказал О.Шегирбаев.

Акселерационная программа – это уникальная программа, которая поможет перспективному несырьевому бизнесу в эффективном выходе на международные рынки. Как подчеркнул О.Шегирбаев, участники экспортной акселерации получат доступ к быстрым эффективным инструментам продвижения продукции на международных рынках, возможность личной встречи с международными экспертами по вопросам выхода на целевые рынки, шорт-лист потенциальных партнеров и клиентов на целевых рынках, проработанную дорожную карту выхода на целевые рынки.

В настоящее время Республика Казахстан торгует со 172 странами мира. В общей структуре экспорта Казахстана страны ЕАЭС занимают 10,8%, из которых на Россию приходится 9,6 %. Казахстан оказывает всяческую поддержку экспортерам – организовывает торговые миссии и рекламно-презентационные мероприятия по продвижению отечественной продукции, продумывает новые программы финансовой поддержки экспорта совместно с национальными институтами развития и другими.

Руководитель отдела сбыта АО «Уральскагрореммаш», участник курса Серик Сатенов пояснил, что завод в настоящее время хотел бы выйти на экспорт своей продукции, в частности, это производство прицепной техники.

– Сейчас мы реализуем свою продукцию по всему Казахстану, хотели бы выйти на экспорт в ближайшие страны. Например, есть предварительная договоренность с Узбекистаном, Россией. Хотим получить больше информации по государственной компенсации расходов на экспортную продукцию, понять алгоритм получения господдержки. В ходе тренинга получили необходимые данные, где и как подавать заявку на возмещение расходов, какая информация нужна для предприятий-экспортеров и многое другое, – сказал С.Сатенов.

Участник курса, руководитель ИП «Золотая пчелка» Руслан Досмухамбетов хотел со своей продукцией выйти на экспорт, но продавать не мед, а пчел.

– В качестве базового хозяйства «Золотая пчелка» участвует в национальном проекте «Разработка технологий эффективного управления селекционным процессом в пчеловодстве» Казахстанского научно-исследовательского института животноводства и кормопроизводства. Проект рассчитан на три года. Наше предприятие уже второй год в проекте. По итогам работы мы выработаем рекомендации по районированию пчелиных пород. Наши пчелы пользуются хорошим спросом у пасечников, так как у них хорошая работоспособность, выживаемость и приспособленность к природным условиям. Поэтому пчелиные семьи охотно покупают зарубежные хозяйства. Например, у меня сейчас около 400 пчелосемей, производят 2-3 вида меда. За 15 лет работы в этой сфере мы научились многому, пора выходить на международный уровень. На тренинге узнал много нового, например, какие необходимы стандарты качества и соответствия для международной торговли, как находить информацию по этим стандартам, какие законы и меры господдержки необходимы предприятию-экспортеру, – сказал Р.Досмухамбетов.

В ходе тренинга практикующие и потенциальные экспортеры поделились своим опытом работы, обсудили волнующие злободневные проблемы своей сферы. Участники получили рекомендации и подсказки по путям решения актуальных вопросов у тренеров курса. Новый интерактивный формат курса способствовал обсуждению вопросов, как со специалистами, так и с самими участниками, включая не только теоретические вопросы, но также практические задания, которые позволили закрепить объемный теоретический материал.

Жанна Балыкова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале