17.10.2022, 11:00
Просмотры: 231

Использовать все возможности

Как повысить доступность и качество высшего образования для студентов с особыми потребностями? Как реализуются в регионе принципы инклюзивного образования, внедряются новые цифровые технологии для лиц с инвалидностью? Эти и другие вопросы обсудили на площадке ЗКУ им.М.Утемисова за круглым столом на тему «Новые возможности рядом!» в рамках проекта «Информационно-консультационная служба для людей с ограниченными возможностями в Казахстане», реализуемого общественным объединением инвалидов Западно-Казахстанской области «Жеңіс» по заказу Министерства информации и общественного развития РК. Координатором проекта является НАО «Центр поддержки гражданских инициатив».

WhatsApp Image 2022-10-17 at 11.24.12

На встрече выступили представители управлений координации социальных программ и занятости населения ЗКО и г.Уральска, управлений образования ЗКО и города, областного государственного архива, преподаватели вуза, представители общественного совета города, руководители общественных организаций, медиаторы, юристы и психологи.

– Наш проект реализуется с апреля до конца текущего года. Мы хотим повысить информированность людей с особыми потребностями о возможностях социализации в обществе, помочь им адаптироваться к современной жизни и интегрироваться в общество. Основные задачи проекта – это юридическая и психологическая поддержка людей с инвалидностью, повышение знаний и компетенций, а также содействие в их трудоустройстве. Проектная команда провела несколько выездных семинаров в городах Казахстана, где общественные объединения своим делом доказали, что при консолидации усилий государственных органов и НПО можно добиться больших успехов в вопросах социальной реабилитации лиц с инвалидностью. Руководители этих региональных общественных объединений принимали активное участие и в наших мероприятиях, – рассказала председатель общественного объединения инвалидов ЗКО «Жеңіс» Айгюль Хасангалиева.

В настоящее время количество людей с инвалидностью по области составляет свыше 24 тысяч человек. Из них 59,2 % – лица трудоспособного возраста, 29,3% – лица пенсионного возраста, 11,5% – дети. Принимаются поэтапные системные меры для приобщения людей с инвалидностью к жизни общества. Оказывается материальная помощь в виде пособий, санаторно-курортного лечения.

– Специальные социальные услуги по области оказываются через 12 центров стационарного типа, 1 центр полустационарного типа, 2 отделения дневного пребывания, 31 отделение социального обслуживания на дому, 1 учреждение для лиц, не имеющих определенного места жительства, 1 учреждение для жертв бытового насилия, 6 неправительственных организаций. На сегодня специальными социальными услугами охвачено 5220 человек. Ежегодно более 11 тысяч лиц с инвалидностью по мере необходимости обеспечиваются техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами и специальными социальными услугами. По области имеется 1737 объектов социальной инфраструктуры, 396 объектов адаптированы в соответствии со стандартом для лиц с инвалидностью, – отметила руководитель отдела по работе с лицами с инвалидностью управления координации занятости и социальных программ ЗКО Миргуль Курманбаева.

В ходе конференции были презентованы промежуточные итоги реализации республиканского проекта. Например, создан YouTube канал, где размещены видеоролики о людях с ограниченными физическими возможностями, добившихся успеха в разных сферах жизни.

– На сегодняшний день на канале размещено 6 видеороликов. В течение месяца будут загружены еще 8 видео. Раньше все с восторгом смотрели на известного всему миру Ника Вуйчича, а сегодня можно увидеть и своих земляков, которые также заслуживают уважения и восхищения. В ходе проекта повысили свои знания и компетенции 115 лиц с инвалидностью на краткосрочных бесплатных курсах, – отметила А.Хасангалиева.

Профессор, доктор социальных наук, PhD по гуманитарным наукам, Лодзинского университет (Польша) Дорота Подгорска Яхник выступила с докладом «Инклюзивнoе образование – возможности поддержки учителей в обычных школах» и рассказала, как реализуется в Польше процесс инклюзивного образования, который начался еще в 90-е годы прошлого столетия. Его активность возросла после того, как Польша ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов в 2012 году.

– В Польше более 14,5 тысяч школ, детских садов и других субъектов системы образования. В ходе работы нами были разработаны 32 рекомендации, многие из них сейчас включены в польскую систему образования. Проводя мониторинг ситуации, мы выявили, что учителя общеобразовательных школ не чувствуют себя готовыми к инклюзивному образованию, есть трудности в доступе и использовании специализированного оборудования. В школах не хватает специалистов (школьных педагогов, психологов, логопедов и специальных педагогов), а учителя ждут поддержки, необходима системная поддержка работы учителей обычных детских садов и школ. Также есть необходимость в увеличении количества специалистов в школах, в каждой школе будут работать не только педагоги-специалисты, психологи и логопеды, но и специальные воспитатели. Прежде чем обучать новых педагогов, необходимо найти решение, которое поможет учителям обычных школ в сфере инклюзивного образования, – подчеркнула Дорота Подгорска Яхник.

WhatsApp Image 2022-10-17 at 11.24.32

Для учителей инклюзивного образования были проведены интенсивные тренинги и конференции по заказу Министерства образования, реформирована деятельность местных центров повышения квалификации учителей, внедрены более адаптированные программы, разработаны онлайн-ресурсы для учителей в сфере инклюзивного образования, своего рода образовательная платформа для учителей

В 2021 году в Польше стартовал двухлетний пилотный проект первых 23 специализированных центров поддержки инклюзивного образования (SCWEW), каждый из которых получил для работы около 200-300 тысяч eвро. Учителя специальных центров сотрудничают с учителями 5-10 обычных школ. Также ведется база данных об учреждениях и организациях, оказывающих поддержку в местной среде. В каждом центре есть прокат спецтехники с консультациями по ее использованию, а в каждой поддержанной школе – лидер инклюзивного образования и оказывается поддержка директоров школ.

– Сформированы рабочие группы самообразования из обычных и специальных школ со встречами один раз в месяц. Устраиваются учебные визиты, консультации. Важно отметить, что координаторы не заменяют учителей, они учат их справляться. Все семинары для координаторов – обратная связь для Министерства для улучшения модели поддержки, включая изменения в законе об образовании. SCWEW – хорошее решение, их нужно развивать. Уже есть определенные изменения в законе об образовании, в планах открытие 1-2 центров в каждом районе. Второй этап внедрения проекта рассчитан на начало 2023-2024 учебного года, – рассказала профессор.

Юрист Мариэтта Даулетиярова в рамках проекта оказала правовую помощь свыше 100 человек по таким проблемным моментам, как кредитные обязательства перед банками второго уровня, выплата пособий, задолженности по коммунальным платежам, льготы, трудовые споры, семейно-бытовые конфликты, консультировала людей, как в офлайн, так и в онлайн формате.

– Главным подходом в отношении данной категории людей становится не опека государства, а создание таких условий, которые бы помогли обрести им веру в себя, в свои возможности к социально-полезному труду. Требуется дальнейшее совершенствование законодательной базы, регулирующей вопросы социальной защиты инвалидов, предоставление возможностей для всесторонней интеграции лиц с инвалидностью в общество, обеспечение условий для независимого образа жизни. Президент Касым-Жомарт Токаев сказал, что «нужды людей с особыми потребностями в Казахстане удовлетворены в недостаточной мере. В рамках системной поддержки людей с инвалидностью, необходимо внедрение ряда важных инициатив. Прежде всего, в части обеспечения безбарьерного доступа к объектам жилой, социальной и транспортной инфраструктуры по принципу «от порога – до порога». Маломобильные граждане не всегда имеют элементарную возможность самостоятельно покинуть свой дом и выйти на улицу. Не говоря уже о том, чтобы добраться до какого-либо объекта и передвигаться в нем». Задача общества в том, чтобы все возможности стали доступными и досягаемыми для каждого человека. В том числе для инвалидов, – отметила М.Даулетиярова.

Также выступили представители государственных структур, преподаватели ЗКУ им.М.Утемисова, руководители общественных объединений, студенты университета, имеющие инвалидность. Студенты задавали вопросы спикерам и высказывали свои пожелания, касательно доступности информации и разработки специальной методики преподавания нотной грамотности для лиц с нарушением зрения.

– По области в психолого-медико-педагогических консультациях состоят на учете 6265 детей с особыми образовательными потребностями, из них 1579 детей относятся к категории инвалидов. Охват детей инклюзивным образованием составил 4304 ребенка или 68,7% от общего количества детей с особыми образовательными потребностями, из них 13,1% - дети-инвалиды. Количество специальных классов в общеобразовательных школах в 2022-2023 учебном году составило 64 класса, в которых обучается 366 детей с особыми образовательными потребностями. В общеобразовательных школах области, где обучаются 10 и более детей с особыми образовательными потребностями, введено в этом году 186 дефектологов и 221 логопед. Растет количество школ, где созданы условия для интегрированного обучения детей в нормативной среде, которое достигло 345 единиц. В области имеются 4 школы, где функционируют кабинеты по поддержке детей с особыми образовательными потребностями, 69 педагогов школ, работающих с детьми с аутистическим спектром, прошли курсы повышения квалификации из фонда «Балама». В трех специальных коррекционных школах обучаются 563 школьника. В настоящее время в пяти колледжах охвачены профессиональной подготовкой 250 учащихся с инвалидностью, в 18 организациях технического и профессионального образования созданы условия для учащихся-инвалидов, – отметила руководитель отдела образования г.Уральска, методист Камшат Нургалиева.

По городу Уральску с особыми образовательными потребностями 1478 детей охвачены инклюзивным образованием в 45 общеобразовательных школах города. Из них 245 детей с особыми образовательными потребностями обучаются в коррекционно-развивающих классах общеобразовательных школ. Более 220 детей по состоянию здоровья обучается на дому бесплатно. В нашем городе в школах 5,13,21 при поддержке фонда «Болашак» и областного управления образования открыты кабинеты инклюзивной поддержки детей с расстройствами аутистического спектра. С каждым ребенком работают специальные специалисты, индивидуальные педагоги–ассистенты. В следующем году на базе средней общеобразовательной школы №5 планируется открытие ресурсного центра для детей с особыми образовательными потребностями в масштабах области.

По информации преподавателя кафедры «Педагогика и психология» ЗКУ им.Утемисова Айданы Кенжегалиевой, на сегодняшний день в университете обучаются 48 студентов с особыми образовательными потребностями и инвалидностью. С ними занимаются в соответствии с программой адаптации психолого-педагогического сопровождения студентов с особыми образовательными потребностями и планом работы Центра инклюзивного образования «Жан жылуы». Сведения о работе Центра публикуются на сайте университета.

– В нашем университете 22% профессорско-преподавательского состава прошли курсы повышения квалификации по темам: «Модель инклюзивного образования за рубежом», «Инклюзивное образование и социальная инклюзия» и другим. Переоборудование мест общего пользования в соответствии с потребностями студентов, нуждающихся в особых знаниях, составляет 85%. 6 учебных корпусов и 3 общежития, оборудованы тактильной плиткой, лентами, указательными маркерами, кнопкой вызова, пандусами, тактильными табличками, ступенчатым подъемником для инвалидов. С учетом потребности обучающихся лиц с инвалидностью обновлен 91% образовательных программ, – отметила А.Кенжегалиева.

На встрече выступил магистрант ЗКУ им.М.Утемисова Арман Жумагазиев, инвалид с детства 1 группы. Имеет остаточное зрение. Он поделился своим личным опытом адаптации в учебе, рассказал, какими возможностями интернета пользуется, чтобы слушать и понимать учебный материал.

– Еще рано говорить об идеально выстроенной модели образования и трудоустройства лиц с инвалидностью. Однако, неоспоримым фактором являются усилия, вот такие мероприятия и встречи, направленные на внутреннюю мотивацию людей с инвалидностью и раскрытие индивидуального потенциала этих людей. Были выработаны рекомендации, которые будут направлены на рассмотрение государственных органов: Министерства труда и социальной защиты РК, Министерства информации и общественного развития РК и Министерства цифрового развития РК, – отметила А.Хасангалиева.

Жанна Балыкова, 

zhaikpress.kz

История их жизни вдохновляет

На YouTube канал ??? есть вдохновляющие, мотивирующие фильмы о сильных личностях:

Житель г.Актобе Куралай Байменова – общественный деятель, Герой Труда Казахстана. Председатель ОО «Центр поддержки парализованных граждан города Актобе», советник акима Актюбинской области. Ее интервью может помочь многим обрести веру в себя.

Шахан Жулдасбаев – депутат маслихата города Актобе, чемпион по плаванию, предприниматель и автор социального проекта ТОО «Пандус-ОК». Его девиз: «Не стройте для нас без нас!».

Санаш Ещанов – председатель ОО «Рудненское городское добровольное общество инвалидов». Он является одним из лучших социальных предпринимателей региона. Когда-то из-за инвалидности его нигде не брали на работу, а сегодня в его организации трудятся более 50 людей с инвалидностью на постоянной основе. Они занимаются спортом, есть своя столовая, прачечная, автомойка, инвалиды все делают сами и не просят денег у государства.

Дмитрий Тюрин – после несчастного случая лишился обеих ног, но восстановил свои жизненные силы, благодаря таким общественникам, как Санаш Ещанов, смог вернуться к работе, работает газоэлектросварщиком 5 разряда. Никогда не унывает, не жалуется, занимается спортом, ведет активный образ жизни.

Дуйсенгали Оспанов и Аруна Жаксагулова – инвалиды-колясочники, уже 30 лет в счастливом браке. История их жизни – это история любви и желания жить полноценной жизнью! Оба активные общественные деятели по защите прав людей с инвалидностью. Аруна Жаксагулова – одна из тех, кто стоял у истоков становления танцев на колясках в Казахстане.

Уралец Азон Шаймарданов – живая легенда, мощный мотиватор. Тренер и мастер спорта международного класса по пауэрлифтингу и легкой атлетике, мастер спорта РК и девятикратный чемпион по волейболу сидя, рекордсмен 2008 года по жиму лежа (165 кг!), серебряный призер Азиатских игр в г.Бусана (Южная Корея), предприниматель и отец 4 сыновей.

Все эти люди своим трудом достигли в жизни многого, являются примером для любого из нас, всегда помогают другим людям с инвалидностью преодолеть все жизненные тяготы, стать уверенными в себе и покорять новые вершины.

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале