17.11.2022, 10:00
Просмотры: 377

К непростым малышам в «Балама» свой подход

Супружеская пара Жексеновых открыла в Уральске коррекционный центр «Балама» для детей с ментальными нарушениями развития. Родители щедро делятся эффективными методами лечения с другими, а именно АВА-терапией и адаптивной физкультурой.

коррекционный центр (1)

Мейрамбек и его супруга Баян не случайно открыли такой центр, так как сами воспитывают особенного ребенка. Опробовав множество разных методов лечения и, потеряв массу времени и средств в других городах и в соседних странах, пришли к научно доказанной терапии и добились больших результатов, а именно: АВА-терапия и адаптивная физкультура. Данная программа и спортивно-оздоровительный комплекс подходят для детей с такими диагнозами как задержка психического или психоречевого развития, синдром дефицита внимания, гиперактивность и т.д.

– Именно особенности развития нашего ребенка подтолкнули нас открыть коррекционный центр для детей дошкольного возраста с нарушениями ментального развития в родном городе и тем самым помочь другим детям и родителям. Мы долго искали лучший способ лечения и нашли тот, который помог именно нам, – рассказывает Мейрамбек.

АВА-терапия – это система руководства поведением ребенка, направленная на выработку бытовых и социальных навыков. Коррекционная методика улучшает социальные, коммуникативные и учебные навыки ребенка с помощью стратегий подкрепления правильного поведения. Данная терапия обычно рассматривается как «золотой стандарт» лечения детей с расстройством аутистического спектра (РАС) или другими нарушениями развития.

коррекционный центр (6)

Система обучения построена на принципе «выполняй то, что тебе говорят, и получишь награду». АВА-коммуникация с ребенком при этом постоянно форсируется и акцентируется.

– Нужно понимать, что единой методики терапии не существует. Программа создается индивидуально, в зависимости от существующих у каждого ребенка навыков и умений. При регулярных занятиях и значительных усилиях педагогов, родителей и самих детей АВА-терапия дает хорошие результаты: ребенок лучше взаимодействует с окружающими, легче адаптируется в коллективе, у малыша появляются способности к обучению, корректируются отклонения поведения, присущие аутистам, интеллект ребенка развивается в соответствии с возрастом, малыш осваивает навыки, необходимые ему для самостоятельной жизни в будущем, – делится АВА-терапист и директор центра Мейрамбек Жексенов.

АВА-терапия ведется под кураторством поведенческого аналитика Жанат Ахметовой АВА центра «Росток» города Алматы.

Освоение навыков
социализации

Терапия направлена на внесение в жизнь ребенка необходимых отсутствующих навыков. Основной ее принцип довольно прост: если малышу нравятся результаты и последствия его действий, то он будет с радостью их повторять. Поэтому в процессе занятий каждое достижение поощряется похвалой.

В центре с детьми работают шесть сотрудников, которые прошли соответствующее обучение. Специалисты разрабатывают терапевтические программы АВА, учитывая индивидуальные особенности и возраст детей, но наилучший эффект выявляется у занимающихся с двух лет. Очень важно, чтобы родители тоже принимали участие в обучении и дома работали с ребенком, закрепляя полученные на уроках навыки.

Занятия в центре проходят групповые, до обеда и после, по 3,5 часа. Для того, чтобы ребенок с расстройством аутистического спектра мог справиться с заданиями, их разбивают на небольшие блоки, каждый блок содержит навык, который необходимо освоить. Со временем блоки соединяют, чтобы ребята могли решать более сложные задачи. Таким образом дети учатся слушать, воспринимать информацию, доносить до собеседника свои мысли, правильно вести себя в разных ситуациях.

По словам специалиста, начинать терапию следует с самых легких упражнений. Например, педагог просит малыша выполнить простое действие: «Возьми в руку карандаш!». И тут же показывает, как именно это нужно сделать. Подсказка озвучивается несколько раз, после чего повторяется просьба уже без подсказок. Каждый случай, когда ребенок правильно делает то, что просят, поощряется, а неудачи игнорируются.

– Методология заключается в том, что вместе с учителями и родителями мы смотрим, какими навыками должен обладать ребенок, например, дошкольного возраста. С ориентиром на это мы ставим цели для каждого отдельного ребенка. Достигая цели в таком раннем возрасте, мы можем добиться того, чтобы в дальнейшем малыш мог жить нормальной жизнью, готовим его к школе. Это является частью прикладного поведенческого анализа и основой всей системы, – подчеркивает Мейрамбек.

Когда терапевт видит, что упражнение освоено, маленький пациент действует верно и без подсказок, можно двигаться дальше. Каждые последующие задания усложняются, простые действия чередуются с более трудными. Со временем меняют обстановку для проведения терапии (например, выходят из помещения на улицу) и подключают новых людей (родителей и других членов семьи). Начинать и заканчивать урок следует действиями, которые нравятся малышу.

Обучение можно считать оконченным, если малыш усваивает навыки за одно-два повторения (к примеру, нужно всего пару раз показать ему, как открывается замок ключом, чтобы он смог это сделать самостоятельно). Успех комплексных упражнений будет зависеть от точного и систематического выполнения методов и исходного состояния ребенка.

Время занятий – очень значимый момент. Для получения заметного и стойкого результата необходимо заниматься с малышом регулярно и много.

Сегодня в центре «Балама» обучаются 28 детей дошкольного возраста.

– Здесь, в центре, мы стараемся к каждому ребенку подойти индивидуально и создать комфортную, благоприятную среду для обучения, – отмечает М. Жексенов.

Творческий подход
к ребенку

В небольшом учебном классе напротив окна стоит стеллаж с яркими игрушками. Посередине комнаты, расположившись кругом, сидят дети и увлеченно раскрашивают прозрачный стенд в виде куба яркими красками.

– Сейчас проходят занятия по арт-терапии, которые проводит тьютор Жадыра Орынбасарова. Для каждого участника терапии организовано комфортное рабочее место, включающее все что может понадобиться в рамках проводимого занятия (краски, карандаши, бумага, песок и т.д.), – рассказывает Мейрамбек.

Занятие проходит в приятной творческой атмосфере. Творческие способности при этом не оцениваются, внимание уделяется исключительно внутреннему миру человека, его проблемам и переживаниям.

Арт-терапия помогает ребенку научиться держать эмоции под контролем и выражать их в нормальной форме. Это касается как детей с повышенной раздражительностью и обидчивостью, так и напротив тихих, стеснительных, робких детей.

– Здесь к детям относятся доброжелательно – никто не кричит, доступно объясняют материал, наглядно показывают, чтобы понять. Наглядность очень важна, потому что воображение и понимание у ребят страдают. Еще важно, что они не обособлены, как, например, в ресурсных классах – там каждый ребенок в своей «будке», отрезан от мира, но это не то. Наши дети так или иначе должны привыкать к окружающему миру и друг к другу, – делится директор центра.

После прохождения занятий арт-терапией ребенок начинает лучше воспринимать окружающий его мир. Улучшаются результаты учебы, появляется крепкий, здоровый сон. Все это говорит о том, что спрятанные глубоко внутри чувства и страхи, тревоги, больше не являются проблемой для ребенка.

В центре есть и творческие мастерские, и музыкальные, и адаптивная физкультура, проходят занятия по логоритмике, где дети с удовольствием под музыку учатся повторять разные движения.

По словам директора центра, сейчас очень много желающих посещать занятия. Родители звонят и записываются в очередь, в надежде привести своего ребенка к нам, – отмечает Мейрамбек. – У нас нет определенного времени по ограничению занятий. Дети занимаются столько, насколько они продвинутся в своем развитии. Потому что каждый ребенок индивидуален и время на обучение и развитие у всех разное.

– Счастье возможно для всех детей, и задача взрослых – приложить все усилия, чтобы помочь непростым малышам полноценно существовать в обществе. Я сам себя иногда спрашиваю: почему я этим занимаюсь? Но, с другой стороны, кто, если не я поможет моему сыну и таким же детям? И когда ребенок, который до этого не мог говорить, вдруг сказал первые слова –  это развеивает все сомнения, это дорогого стоит! Наверное, это моя миссия. Когда ты вкладываешь в работу свои силы и душу, и видишь положительные результаты в развитии каждого ребенка, взамен получаешь признание и благодарность родителей – это просто счастье, – признается М. Жексенов.

Алена МАЛИКОВА

 

Арт-терапия (от англ. art – «искусство») – направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении искусства и творчества. Основной целью такой терапии является гармонизация личности через самовыражение, и познание себя с помощью творчества и искусства.

 

Логоритмика – это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок. Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию, научиться правильному речевому дыханию и справиться с такими проблемами, как заикание, неправильное произношение и слишком быстрый или медленный темп речи. Если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале