Одним из актуальных вопросов, обсуждаемых сегодня бизнес-сообществами регионов страны, является возможность введения норм, ужесточающих ответственность предпринимателей в случае удовлетворения исков общественного института объединения потребителей. В Палате предпринимателей ЗКО не радужную перспективу обсудили с предпринимателями региона, также с членами региональной палаты юрист-консультантов.
В обсуждении вопроса приняла также участие руководитель областного департамента по защите прав потребителей Эльмира Киматова. Она проинформировала о нормах, предлагаемых Комитетом по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции, Министерством юстиции в Закон «О защите прав потребителей» и Кодекс об административных правонарушениях, которые. По мнению инициаторов нововведений, поправки усилят механизмы защиты прав потребителей.
В частности, предлагается ввести должность омбудсмена по защите прав потребителей, который в суде будет защищать интересы потребителя. С введением этой должности предлагается ввести гражданско-правовой штраф, налагаемый судом в пользу общественного института. При этом штраф будет применяться в случаях, если предприниматель отказался во внесудебном порядке пойти на требование покупателя (получателя услуги, если речь идет о проведении работы либо оказания какой-либо услуги). Разрешение спора между потребителем и предпринимателем во внесудебном порядке будет обязательным условием, что, в свою очередь, повышает роль института медиации в гражданско-правовых отношениях
Эльмира Киматова акцентировала внимание на преимуществах для общества от предлагаемых нововведений, поскольку все мы, независимо от рода трудовой деятельности, являемся приобретателями товаров, получателями услуг.
«Взыскание гражданско-правового штрафа в пользу общественного института позволит осуществлять судебную защиту прав потребителей без взимания оплаты с потребителей», — отметила руководитель областного департамента по защите прав потребителей.
Реакция бизнес-сообщества региона на предлагаемые поправки вполне предсказуема: предпринимателей они возмутили. Представители бизнес-сообщества ЗКО считают, что расширяя механизм защиты прав потребителей, в том числе путем введения штрафных санкций в отношении предпринимателей, инициаторы предлагаемого нововведения ущемляют права субъектов бизнеса.
«Не стоит забывать о том, что есть категория людей, которых можно назвать недобросовестными покупателями, и введение нормы о денежном взыскании поспособствует тому, что предприниматели, попросту, будут «загнаны в угол», — возмутился представитель бизнес-сообщества Марат Сагитов.
Также он против того, чтобы процедура досудебного урегулирования стала обязательной, считая, что если норму примут, ее можно расценивать как давление на бизнес.
«Обращение в суд — право каждого гражданина, и не нужно никаких нововведений. Я за то, чтобы предприниматели имели равные права с потребителями», — высказал мнение Марат Сагитов.
Члены региональной палаты юрисконсультов высказались за поддержку предложения ведомства в части введения обязательного досудебного урегулирования споров, возникающих между субъектами бизнеса и потребителями.
Позиция региональной палаты предпринимателей однозначная. Как организация, защищающая права и законные интересы субъектов предпринимательства, РПП усматривает множество оснований для того, чтобы поправки, ухудшающие положение бизнеса, не вносились.
К примеру, купив обувь по низкой стоимости, а спустя пару дней она пришла в негодное состояние, недобросовестные покупатели требуют от продавца принять обувь назад либо произвести замену товара. Таких фактов множество, и здесь вопрос осознанности самих покупателей при осуществлении покупки: отдавая предпочтение низкой цене, приобретают товар низкого качества.
Претензии, озвученные субъектами бизнеса, также мнение сотрудников правового блока Палаты предпринимателей ЗКО относительно несовершенства предлагаемых изменений в законодательство, будут направлены в НПП «Атамекен».
Саида Тулегенова,
пресс-служба Палаты предпринимаиелей ЗКО