5.12.2022, 9:45
Просмотры: 56

Не допустить коррупционных рисков

Коррупционные риски в сферах сельского хозяйства и образования на очередном заседании рассмотрели члены комиссии по превенции правонарушений совместно с Антикоррупционной службой ЗКО. Как выяснилось, фактов коррупции по этим направлениям достаточно много.

Антикор - Каткова (4)

Рассматривая вопрос рационального использования бюджетных средств, выделяемых на субсидирование по развитию крестьянских хозяйств, которые занимаются племенным животноводством, разговор зашел о качественном субсидировании, о росте поголовья племенного скота, что в итоге должно решать вопросы рынка: обеспечение качественными мясомолочными продуктами нашего населения. Как оказалось, люди получают немалые субсидии от государства на разведение племенного скота, а по факту, его больше не становится. После тщательного рассмотрения были выявлены случаи мошенничества с продажей скота.

– По анализу информационной системы «АИС» установлено, что гражданин А. закупил маточное поголовье крупного рогатого скота и получил субсидию в размере 33 600 000 тенге. Затем продал животных своему брату, и тот опять получил на этот скот субсидии. Второй случай: супруги, проживающие в Акжаикском районе, зарегистрировали на свое имя два крестьянских хозяйства и приобрели друг у друга племенной скот, находящийся в совместной общей собственности. При этом они получили незаконные субсидии. Данные факты прямо свидетельствуют о наличии коррупционных рисков, связанных с хищением бюджетных средств. И такие случаи, к сожалению, имеют место, – посетовал первый заместитель руководителя департамента Агентства РК по противодействию коррупции по ЗКО Амантай Рашкалиев.

К тому же, по словам руководителя управления превенции департамента антикоррупционный службы ЗКО Биржана Хайруллина, в рамках проведения мониторинга по субсидированию племенного крупного рогатого скота были выявлены факты неосвоения средств.

– В период с 2019 по 2022 годы на сельское хозяйство было выделено 77,6 млрд тенге. Объем освоенных средств с 2019 по 2021 годы составил 52,1 млрд тенге. Неосвоенных средств в размере 1,8 млрд тенге выявили в 2020 году, а в 2021 году – 1,2 млрд тенге. Согласно правилам объем субсидий утверждается ежегодно до 5 февраля, однако с 2020 года они утверждались с опозданием почти на месяц. Ответственные говорят, что это связано с тем, что процедура согласования очень долгая: ранее регистрацию нормативно-правовых актов проводил местный департамент юстиции, а теперь Министерство юстиции, – озвучил Биржан Хайруллин.

В связи с этим члены комиссии рекомендовали принять меры по утверждению объемов субсидий ежегодно не позднее 5 февраля, а управлению сельского хозяйства области в целях исполнения обязательств по хранению субсидированного племенного скота в течение двух лет инициировать перед Министерством сельского хозяйства РК предложение о наложении обременений в базе данных по идентификации сельскохозяйственных животных.

– На бумаге все хорошо, растет поголовье племенного скота, а фактически со стороны соответствующих органов имеется бесконтрольность. Поэтому вопрос очень серьезный и требует кардинальных мер. Надо признать, что благодаря таким встречам, обсуждениям на уровне общественности, актуальные вопросы начали решаться, – говорит член областного общественного совета, председатель комиссии по связям с правоохранительными органами по предупреждению коррупции Жанслу Туремуратова.

Также был рассмотрен вопрос коррупционных рисков и в сфере образования. Департаментом проведен тематический антикоррупционный мониторинг по освоению и целевому расходованию средств, выделенных на сферу образования, в частности на приобретение и доставку учебников для организаций образования, организацию бесплатного подвоза учащихся, оснащение учебными кабинетами государственных организаций образования. В Западно-Казахстанской области функционирует 381 школа и ежегодно на сферу образования из государственного бюджета выделяется в среднем 100 млрд тенге.

– В процессе приобретения и доставки учебников были выявлены коррупционные риски в связи с завышением цен на учебники со стороны издательств и организаций, занимающихся оптовыми продажами учебной литературы, выбором неконкурентным способом поставщика услуг при проведении государственных закупок. Также зарегистрированы несколько случаев, когда кабинеты в разных школах, в которых проводят занятия по одному и тому же предмету, оборудовали один на 5 млн тенге, а другой – на 20 млн тенге, – заметил Б. Хайруллин.

В процессе бесплатного подвоза учащихся возможны возникновения коррупционных рисков ввиду отсутствия автоматизированной информационной системы контроля и мониторинга перевозочного процесса учащихся, а именно:   при исчислении фактически оказанных услуг, при подписании сторонами акта оказанных услуг.

В этой связи, департамент рекомендовал управлению образования области рассмотреть вопрос утверждения предельных цен на учебники, учебно-методические комплекты и художественную литературу. Проработать вопрос о возможности внедрения в организациях образования автоматизированной информационной системы мониторинга и контроля для транспортных средств. Рассмотреть вопрос об утверждении единой технической спецификации для учебных кабинетов, подлежащих обязательному приобретению, и об определении их средней закупочной стоимости.

– Вопрос обеспеченности учебниками перед началом нового учебного года вызывает определенный ажиотаж, как среди родителей, так и среди учителей. Мы задались вопросом, почему учебники закупаются не у самих издательств, а у каких-то посреднических организаций. Когда готовится заявка для закупа учебников и учебно-методических пособий, обязательно должны собираться заявки по школам. А администрация школы, в свою очередь, должна требовать от учителя информацию с каким автором и с каким издательством ему удобно работать. Согласно правилам, договора должны заключаться с издательством. Но в ходе проверки было выявлено, что поставщики не являются издательствами. Согласно коду экономической деятельности они занимаются другим видом деятельности. К тому же, учебники печатаются в Китае, отсюда ошибки и всевозможные ляпы в заданиях. Неужели у нас нет своих издательств? Поэтому, заслушав все стороны, я внесла предложение, провести анонимное анкетирование среди учителей, – добавила Ж. Туремуратова.

Выслушав всех, комиссия готова провести анализ: насколько сегодня учебники удовлетворяют наше население, а самое главное – учителя.  Рекомендации даны в целях недопущения условий, способствующих возникновению коррупционных рисков.

В завершение встречи было отмечено, что все проблемные вопросы будут взяты на контроль. В ближайшее время для их решения начнут вырабатывать предложения.

Георгий Разваров,
фото автора

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале