С 16 по 18 декабря 1986 года по городам бывшей Казахской ССР прошла серия протестных акций, самая крупная из которых состоялась в Алматы. Поводом для них стала отставка первого секретаря Коммунистической партии Казахстана Динмухамеда Кунаева и назначение на его место Геннадия Колбина, который был воспринят как ставленник Москвы.
Мое становление в личностном плане пришлось именно на эти годы и поэтому в сознании сформировалась определенная точка зрения касательно не только трагедии Желтоксана, но и застойного периода в целом. Придя к власти, Михаил Горбачев разрушил идеологический фундамент советского государства, который держался на многообещающем лозунге «строительства коммунизма». Еще со школьной скамьи нас убеждали в том, что мы «идем к коммунизму». Я не скажу, что все было так плохо, но идеальным период застоя назвать не могу. Если даже не брать во внимание очереди за колбасой, искусственно создаваемый дефицит товаров и «торговлю из-под прилавка», найдется много еще такого, о чем сегодня вспоминать не хочется. Какой толк, что вузовское образование было бесплатным, если поступали в институты единицы. Абитуриент должен был не только сдать успешно вступительные экзамены, но и пройти конкурс. А это удавалось, к сожалению, не многим.
Отчаявшаяся молодежь шла на крайние меры. Когда люди старшего поколения говорят о преступности как явлении, свойственном современности меня это удивляет. Ведь всем нам известно, что и в советскую эпоху имели место чудовищные преступления и это при том, что за совершение особо тяжких применялась смертная казнь. О преступлениях умалчивали, тщательно скрывали, боясь крушения советской идеологии. Но этот процесс был неизбежен, потому что так не могло больше продолжаться. К высоким лозунгам М.С.Горбачева, как «новое мышление», «гласность», «ускорение», «больше социализма» народ ни с моральной, ни с психологической точки зрения не был готов. Простой советский человек переживал не только дефицит элементарных вещей, предметов первой необходимости, но и духовный кризис. Поэтому неудивительно, что студенческая молодежь молниеносно отреагировала на события 1986 года в Алматы. Из рассказа нашей землячки Куляш, очевидца тех событий мы узнали, что в общежитие ЖенПИ несколько дней подряд вечерами приходили на вид вполне солидные люди и агитировали выйти на площадь с определенными требованиями.
– Я, будучи студенткой-первокурсницей, ничего не понимала в политике, но из нежелания оставаться одной в опустевшем общежитии, составила компанию сокурсникам. Для нас это было мирное шествие, никаких антисоветских высказываний мы не делали. Вначале нас было немного, но по мере того, как площадь стала наполняться молодыми людьми в душе стала зарождаться тревога. Ряды потеснились, не хватало воздуха, появилось ощущение, что меня вот-вот затопчут и я пожалела, что вышла на площадь. На тот момент она уже не казалась такой большой, как обычно. Я плакала и молила Всевышнего только об одном: чтобы он помог мне вырваться из этой толпы. Просила прощения и клялась, что больше никогда не поддамся таким провокациям… Я выучилась, но сколько моих сокурсников были отчислены из института. Я работаю, но сколько моих сверстников ее потеряли. Я спаслась, но сколько товарищей попали в тюрьмы. Я живу, но сколько друзей погибли. А ведь они могли бы жить, любить и радоваться жизни. С тех пор прошло много лет, но эхо декабря не перестает биться в моем сердце. Как педагог, на уроках я рассказываю детям какой ценой нам досталась Независимость, – делится с нами Куляш.
К сожалению, далеко не всем повезло как героине нашего рассказа. На момент декабрьских событий 1986 года Ляззат Асановой и Сабире Мухамеджановой было всего 16 лет. Сабира Мухамеджанов родилась в ауле Акмектеп Тарбагатайского района Восточно-Казахстанской области. В 1984 году по окончании школы с отличием, поступила в Усть-Каменогорское педагогическое училище. Когда Сабира услышала о том, что происходит в Алматы, то вместе со всеми вышла на площадь. Через полчаса прибыла полиция и начала жестоко избивать студентов. Пятнадцать человек арестовали, в том числе и Сабиру. Ее признали организатором националистов –противников советского общества. Сабира не выдержала давления органов и 26 декабря 1986 года погибла, спрыгнув с пятого этажа общежития в Усть-Каменогорске.
Другая девушка-подросток, Ляззат Асанова родилась в июле 1970 года в ауле Акжазык (ныне Айдарлы) Панфиловского района Талдыкорганской области. Тоже окончила школу с отличием и приехала поступать в Алматы. В 1985 году Ляззат поступила в музыкальное училище имени П. Чайковского. В декабре 1986 года она одной из первых вышла на площадь. Ляззат подбадривала остальных студентов: «Казахи! Хватит жить в неволе! Мы станем свободными лишь тогда, когда завоюем независимость!» Шестнадцатилетнюю девочку задержали сотрудники полиции и обвинили по статье 65 УК КазССР. Ляззат отправили в тюрьму. Но через несколько дней ее труп почему-то обнаружили в общежитии музыкального училища. Сотрудники органов распространили слух, что «она упала с пятого этажа общежития». В девяностые благодаря Алтынай Асановой, сестре Ляззат, девушку реабилитировали.
События, произошедшие в Алма-Ате, были первым проявлением протеста населения СССР против диктатуры тоталитарного режима Центра, который попирал права нашего народа на жизнь, на развитие своего языка, культуры. Честь и хвала участникам декабрьских событий, которые, рискуя жизнью, не побоялись выступить против самого мощного в мире тоталитарного режима. В настоящее время Декабрьское восстание оценивается как событие, положившее начало распада тоталитарной системы СССР, и ставшее толчком, послужившим началом на пути независимости Казахстана.
(Для написания статьи использованы материалы из книги Ибраева Г.М. «Истоки, причины и последствия декабрьских событий 1986 года в Казахстане»).
Светлана Аманова,
zhaikpress.kz