20.01.2023, 10:15
Просмотры: 122

Живет в селе мастерица

Сегодня практически в каждом современном доме есть изделия казахского национального рукоделия: по несколько корпешек, что-нибудь из традиционного национального костюма, украшенного узнаваемыми орнаментами с умелой вышивкой, либо лоскутное одеяло. И в большинстве случаев изготовлены они золотыми руками матерей, бабушек и прабабушек, которые вековое наследие казахского народа переняли от своих предков и передают его детям.

мастерица

Рукоделие играет огромную роль в жизни женщины. С его помощью домохозяйка может отвлечься от домашних забот, а работающая женщина создать в доме уют и тепло. Самал Абдрахманова из села Лбищенск, Акжаикского района одна из тех, кто постоянно работает над совершенствованием своего ремесла – валяния текемета, вязания, плетения, изготовления сувениров и амулетов. Ее мастерство не ограничивается только упомянутыми видами ремесел. Из умелых рук этой рукодельницы выходит множество различных вещей. Идей для творчества у сельской мастерицы хоть отбавляй. В тихой обстановке домашнего уюта и тепла она создает удивительные изделия, радует своих родных и друзей оригинальными подарками, согревает своей добротой и любовью.

Испокон веков вышивные изделия домашнего обихода создавались мастерицами в течение длительного времени и бережно передавались из поколения в поколение как семейные реликвии. Искусство вышивки складывалось в условиях кочевого образа жизни и во многом определялось характером натурального хозяйства и быта скотоводов-казахов.

Богатство нашего народа это – богатство наших благородных традиций. Следовательно, это страсть к знаниям, непрерывный поиск.

– Ремесло – это искусство, которое требует постоянного поиска. Не стоит ограничиваться только тем, что знаешь, необходимо искать новые направления, не останавливаясь на достигнутом. Моим первым учителем была мама – Ибагуль. Я не являюсь профессиональной швеей. Со школьных лет я всегда старалась помочь маме, которая шила одежду и одеяла на заказ, так потихоньку освоила курсы кройки и шитья. Когда сама стала шить, даже не думала о том, что рукоделие станет делом моей жизни и будет приносить доход, – говорит Самал.

Искусство рукоделия, как правило, передается по наследству от матери к дочери. Ведь вышивание – дело трудоемкое и сложное, требующее от мастерицы терпения, аккуратности, мастерства. Поэтому девочек с детских лет обучали этому искусству, и со временем они обретали необходимый опыт. Вышивкой занимались исключительно женщины, и этот домашний промысел носил среди казахских женщин самый массовый характер.

Шитьем по небольшим заказам односельчан, чтобы не сидеть без работы дома, Самал занялась, когда вышла замуж. Поначалу это устраивало. А потом, в 2018 году, когда она получила грант в рамках государственной программы и приобрела оборудование, необходимое для шитья, все сразу изменилось. Теперь нужно было расширяться, искать помощниц и развивать начатое дело.

– Сегодня я активно работаю над продвижением своего бизнеса. Прошло не так много времени, как я открыла страничку в социальной сети Instagram и рекламирую свои работы. Среди покупателей востребованы лоскутные одеяла, изготовление оберегов, национальных узоров, вырезанных из ткани. Благодаря интернету есть возможность повысить свои знания и навыки, а также появились клиенты из разных стран мира. Я не ограничиваюсь тем, чему научилась у мамы, а совершенствую свои навыки на различных мастер-классах в соцсетях. Во время карантина я приняла участие в онлайн-курсах мастеров-рукоделия основательницы казахстанского дома авторского дизайна «Алтын Орда» Ырзы Турсынзады. Такие курсы позволяют овладеть тонкостями рукоделия и совершенствовать свое мастерство. Конечно, чтобы стать успешным мастером надо самому проявлять энтузиазм, инициативу. Как говорится в пословице, под лежачий камень и вода не течет, – говорит Самал.

За годы работы мастерица набралась опыта. Прошедшая в прошлом году в областном центре ярмарка народных ремесел расширила круг заказов мастера. Также Самал приняла участие на курсе, организованном по инициативе объединения American corners, пройдя отбор из 50 человек. Мастер с радостью констатирует, что опыта и знаний от этого мероприятия получила много. Подготовка изделий из шерсти по технологии валяния – большая находка в копилке умений и навыков.

Дочери Самал уже тоже проявляют интерес к ремеслу. Старшей Аяне сейчас 13 лет, мать обучает ее ремеслу с 10 лет. Маленькая помощница, которая изначально вырезала национальные узоры, нарисованные матерью, сегодня уже делает различные украшения из мелких бусин и тренирует свои руки в бисероплетении. Мать уверена, что и младшая дочь, семилетняя Гульсайя, тоже будет заниматься делом, передающимся из поколения в поколение.

– Рукоделие успокаивает, наполняет гармонией. Но еще приятнее видеть улыбки близких и знакомых при виде готовых изделий, – говорит рукодельница. За любимым занятием время летит незаметно. Это Самал подметила давно. В декоративно-прикладном искусстве она нашла свой источник вдохновения, свою отдушину. А когда находишь дело по душе, жить становится интереснее. Да и сами изделия, изготовленные руками мастерицы, не могут не восхищать достоинствами национального искусства. Сегодня востребованы амулеты, корзины для сватовства, различные другие сувенирные вещи, одеяла, подушки. У Самал Абдрахмановой немало планов на будущее. И это, несомненно, вызвано, прежде всего, желанием внести свой вклад в сохранение духовного наследия нашего народа.

Алена Маликова,

zhaikpress.kz

 

 

 

Текемет

Текемет является войлочным национальным ковром, технология которого напоминает изготовление однотонного войлока.

Мастер раскладывает шерсть одного цвета на циновку, на которой уже есть основа из плотного войлока. Это будет фон текемета. И выкладывает на него уже пряди других цветов, которые будут формировать необходимый рисунок или узор. Затем накрывает это все тканью, чтобы рисунок не двигался, и равномерно поливает горячей водой. Затем это все плотно сворачивается в рулон и связывается. Рулон нужно катать ногами или руками и локтями на протяжении часов, периодично раскрывая и переворачивая его на разные стороны, обрызгивая горячей водой.

Затем ковер расстилают и дают ему высохнуть на ровной поверхности. В итоге получается войлочный ковер, который сможет прослужить до 20 лет.

 

Тайные знаки казахских орнаментов

В казахских орнаментах, как и в народных мифах и сказках, таятся смыслы и знаки, идущие из глубины веков. Некоторые из них были утрачены, а иные, передаваясь от поколения к поколению, народными мастерами и мастерицами, дошли до нас в своем первозданном виде. Их предназначение не только в дословном переводе – «украшать» утварь, одежду и другие предметы народно-прикладного искусства. Изначально, совсем в недалекие времена, когда и наши предки обладали магическими знаниями, и жили в единении с природой, орнаменты служили им оберегами, были способны притягивать удачу и счастье своему хозяину.

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале