Медиахолдинг «Жайық Пресс», куда сейчас наряду с 12 районными входят две крупные областные общественно-политические газеты «Орал өңірі» и «Приуралье», через месяц отметит свой 20-летний юбилей. Значение этого мощного информационного рупора в формировании здорового общественного сознания среди западноказахстанцев сложно переоценить. Его идейный вдохновитель, ныне генеральный директор Табылгали Сапаров рассказал об истории товарищества, заверив, что газеты по-прежнему являются важной частью современного общества, и вездесущий интернет их все равно не сможет заменить.
– В феврале 2003 года путем объединения редакций двух областных газет было создано коммунальное предприятие «Жайық Пресс». Вы, можно сказать, были основоположником данного процесса?
– Все началось, наверное, даже больше, чем 20 лет тому назад. Впервые о том, чтобы закрылись все газеты, включая республиканские, областные и районные в той форме, в которой они тогда существовали как ГКП – государственные казенные предприятия, заговорили еще в 2001 году на законодательном уровне. Потом было принято решение об исключении организаций СМИ из этой системы. Их должны были перерегистрировать в иную форму. В то время меня из акимов Зеленовского района перевели на должность заместителя акима ЗКО, в бытность работы Крымбека Кушербаева. Методом мозгового штурма мы решали, как сохранить редакции, чтобы они проводили госполитику по формированию общественного сознания, опираясь на ценности и основополагающие принципы политической стабильности, заложенные в Конституции РК, и не стали инструментом влияния отдельных лиц, уйдя в частные руки. Обратившись за помощью к мыслящему журналисту и редактору собственной газеты «Экономика. Время. Мы» Сериккали Сарсенову, который давно работал в этой сфере и мог дать хороший совет, стали изучать, как это устроилось в других регионах, в частности, в соседних. Как оказалось, ничего нового там не было. Тогда, проштудировав законодательство, выяснили, что редакционная структура подпадала под государственное коммунальное предприятие с правом создавать свои филиалы. Иными словами, 24 января 2003 года внесли на рассмотрение акиму ЗКО предложение о реорганизации областных государственных казенных предприятий (газет «Приуралье» и «Орал өңірі») в ОГКП «Жайық Пресс» на праве хозяйственного ведения, а с 25-го февраля был открыт его самостоятельный расчетный счет.
– То есть отправной точкой или днем рождения медиахолдинга стало это событие?
– Да, мы уже подбирали людей, которые бы смогли его возглавить. И первым директором «Жайық Пресса» стал Каршыга Косанов (вице-президент издательско-полиграфической корпорации «Дастан»). Его трудами был создан устав организации, оформлены все необходимые документы, состоялась регистрация в юстиции. То есть была поставлена задача – создать организацию, которая бы объединяла все газеты области. Ведь газета – это инструмент идеологической работы, который формирует общественное сознание. И важно сохранить его за государственной властью, иначе рычаги влияния на общественное сознания ослабнут, что может привести к потере общества, чего допустить в правовом суверенном государстве ни в коем случае нельзя. В итоге, каждая районная газета, тесно работающая со своим акиматом, стала филиалом «Жайық Пресса». При этом им была предоставлена полная самостоятельность: в штатах каждой редакции работали свои редакторы, корреспонденты, была своя бухгалтерия с финансированием через холдинг. Замечу, что с момента создания выделили средства, которые пошли на приобретение автомашин, компьютерной техники для всех районных и областных редакций, получивших полную самостоятельность в своей информационной политике. Это было основным условием создания ОГКП (тогда располагалось в старом многоэтажном здании типографии на проспекте), чтобы оно не вмешивалось в редакционную деятельность. Задача предприятия заключалась в ее обеспечении, а главные редакторы отвечали за наполнение и содержание газет. Безусловно, глобальную стратегию определяли управление внутренней политики и областной акимат.
– Помимо этого, в свет выходили пять газет для врачей, ветеранов, молодежи, а также женской и правовой аудитории?
– Было дополнительно создано пять редакций отраслевых газет. Это «Жайық дәрігері», «Жайық жастары», «Жайық ардагері», «Жайық арулары» и «Әділет». Названия 4-страничных еженедельных изданий говорили сами за себя – они были рассчитаны для определенной целевой аудитории и несли познавательную и ЗОЖ-информацию для медицинской, женской общественности, ветеранов, молодежи, работников правового поля, включая суды и прокуратуру. В штате трудились по трое сотрудников, включая редактора и двоих журналистов. Мы стремились к тому, чтобы читатели определенных категорий находили ответы на свои злободневные вопросы в этих изданиях, чтобы в них также рассказывалось и о жизни ветеранов, которые внесли свой вклад в историю нашего края и продолжают это делать и поныне. Так создавалась пропаганда здорового образа и ценностей жизни, проводилось культурное и правовое воспитание. Эта идеология была заложена изначально, но и сейчас в областных газетах стремимся продолжать эти традиции, сохраняя такие постоянные газетные рубрики по данным направлениям, как «Наше здоровье», «Женское предпринимательство», «Человек и закон», «Ветеран», «Общество всеобщего труда», «Молодежная» и прочие.
– Какие задачи стоят сегодня на повестке дня у медиахолдинга?
– Всегда болел душой за свое, можно сказать, детище. Повторно пришел в «Жайық Пресс» уже в 2020 году. И сейчас задачи на повестке дня все те же: чтобы главреды и журналисты были хозяевами газеты, знающими свое дело, профессионально и ответственно относились к своим обязанностям и доводили объективную информацию до читателя, вели пропаганду достижений науки и техники, технологий, здорового образа жизни, культа труда, знаний, традиций, обычаев, агитировали, а, возможно, и организовывали читателей, жителей области на достижение этих целей. Что касается стратегического видения, то в помощь привлекаем общественных редакторов, которые независимой оценкой политики газеты помогают приблизить издание к читательской аудитории, чтобы держать руку на пульсе времени. Редакционная политика должна выстраиваться через призму читательской аудитории. Если газета сращивается с читателем, она всегда будет востребована, ее значимость будет только возрастать. При этом ее направленность должна быть социально-ориентированной, чтобы читатели находили в печатном издании то, что им интересно. Поэтому нужно ориентироваться на разные категории читателей, разный профессиональный состав общества и стараться отражать их чаяния. Если вести речь о будущем, то есть идея создать на базе медиа-холдинга отделы городских газет на государственном и русском языках, где бы подробно освещалось то, что происходит уже в областном центре. Хотелось бы возродить и газеты, как это было ранее, для разных социальных групп, в том числе и детской аудитории. При этом нужно четко понимать, чтобы замахиваться на это, нужно иметь стабильные доходы. А это уже говорит о востребованности газет, об их спросе среди читателей, что влияет на тираж и подписку изданий.
– Считаете, в век глобального интернета у печатных изданий есть будущее, не будут ли они вскоре поглощены им?
– Я говорю о будущем через призму того, что мы можем наблюдать сейчас на Западе. К ним интернет пришел гораздо раньше, но газеты там не только не ушли в небытие, но и наоборот – их тиражи сейчас набирают обороты. Почему? Наверное, люди стали больше понимать, в чем отличие этих источников информации, разбираться в ее качестве, быть, прежде всего, избирательными и думающими читателями с аналитическими взглядами, заинтересованными в достоверности контента. Интернет чаще дает разношерстную информацию, и в этом море можно легко потонуть. Газета уже подходит к содержанию взвешенно и дозированно, безусловно, с учетом политики государства. Ведь именно СМИ помогают грамотно формировать общественное сознание, чтобы это не была лишь какая-то частная кампания личных интересов. Поэтому содержательная общественно-политическая газета должна доходить до каждой семьи – ячейки общества. Уверен, кризисный этап среди печатных медиа пройдет, и газетный бум еще возродится.
– СМИ сейчас все глубже стали проникать в жизнь людей и оказывать динамичное целенаправленное воздействие. И здесь, действительно, важно не попасть в мир информационных заблуждений, которые порой насаждаются в медиапространстве…
– Газеты формируют отношение к ценностям, к традициям и обычаям народа, его истории, которые направлены на развитие государства, они несут в себе, прежде всего, просветительскую задачу. Через печатные издания отражается видение национальной элиты, для которой интересы страны всегда превыше. Так формируется мировоззрение, а значит – идеология, без чего не может существовать государство. Не должно быть такого, что ты живешь в стране, но ставишь своя «Я» на первое место. Приоритет личности по отношению к обществу и государству означает, что в таком случае не признается общепринятое решение, законные требования государства, а в случае несогласия этой точки зрения сразу звучит: «Протестуй, выходи на улицу!» Если идти по этому пути, демократию превратят в охлократию (власть толпы). И конец этому один – цветные революции, хаос, что может, в конечном счете, привести к марионеточному режиму и потере государственности. Поэтому СМИ – это опасное лезвие, которым при неумелом управлении можно и порезаться, и те, кто занимается этим, должны понимать всю ответственность. Миф запада об отсутствии государственной идеологии является сознательной манипуляцией для сокрытия идеологического влияния и создания иллюзии полной идеологической «свободы». В нашей Конституции записаны основополагающие принципы деятельности – это общественное согласие и политическая стабильность, казахстанский патриотизм. В своем Послании наш Президент К.К. Токаев говорил о задачах национальной интеллигенции, опирающихся на укоренение новых принципов национального характера, а также способствующих повышению качества нации. Поэтому, оставаясь частью мирового сообщества, мы должны трепетно относиться к своим корням. Нельзя отрываться от своей самобытной культуры и уникальных традиций, которые составляют нашу национальную идентичность. И журналисты, искренне переживая за свою страну и ее граждан, должны понимать это и со всей осторожностью распоряжаться своим влиянием на умы и сердца людей. От этого зависит подлинная информационная безопасность и, ни много ни мало, – идеологический суверенитет Казахстана.
Беседовала Галина Каренских,
zhaikpress.kz