7.02.2023, 16:30
Просмотры: 223

Время требует перемен

В районном Доме дружбы прошел круглый стол, на котором были обсуждены вопросы ономастики и соответствия содержания объектов наружной рекламы Закону «О языках». В обсуждении приняли участие представители государственных органов, отдела культуры и развития языков, филиала палаты предпринимателей «Атамекен», общественного объединения «Қазақтіліқоғамы» и СМИ.

ономастик

Вопросам ономастики посвятил свое выступление руководитель отдела культуры и развития языков Исатай Карабаев. Он указал, что в районе есть населенные пункты и улицы, чьи наименования идут вразрез современной идеологии. Корректировка ономастической комиссией проводится на регулярной основе. К числу последних изменений можно отнести переименование 25 улиц города Аксай, сел Караганды (ранее Кирово) и Каракудук (Тихоновка), сельского округа Достык (ранее Александровский с/о) и улицы имени А.Молдагуловой (ул. Мира) в селе Карачаганак.

Собравшиеся за круглым столом обменялись мнениями по соответствию указателей и табличек, изменениям в базе данных и правилам присвоения адресов. Было отмечено отношение граждан к теме изменений наименований. Как показывает практика, собрания не влекут большое количество участников, граждане предпочитают высказывать мнение в социальных сетях.

Горячие обсуждения возникли после доклада директора районного Дома дружбы Вероники Пермитиной. Она выступила с критикой в адрес местных предпринимателей, которые делают выбор в пользу наружной рекламы только на одном языке – русском, что является нарушением статьи 21 Закона «О языках», в которой указано, что «Объявления, реклама, прейскуранты, ценники, меню, указатели и другая визуальная информация размещаются на государственном языке, при необходимости также на русском и (или) других языках, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан». Такое попустительство влияет на то, что информация о ряде товаров и услуг остается попросту «закрытой» для казахоязычной аудитории.

Также Вероника Николаевна отметила наличие грамматических ошибок и в целом отсутствие внимания со стороны владельцев к состоянию баннерам и вывескам. Докладчик отметила, что ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о языках содержится в статье 75 КоАП. Ею же были направлены вопросы в сторону специалистов акимата города и руководителя филиала палаты предпринимателей «Атамекен» Руслана Мамбеткалиева о путях решения, озвученных ею проблем.

Главным специалистом аппарата акима города Аксай Болатом Тукуповым был разъяснен алгоритм установки объектов визуальной рекламы. Он отметил, что органы МСУ проверяют их главным образом на соответствие Закона «О рекламе».

В ходе обсуждений были приведены истории переговоров с предпринимателями, чья реклама (баннеры, указатели, меню и т.п.) не соответствовало языковому законодательству. Какие-то завершились успешно, и представители МСБ заменили объекты, но есть и те, кто выступает против корректировки из-за затрат на услуги рекламных агентств.

По словам директора Дома дружбы Вероники Пермитиной, подобные мероприятия, ввиду актуальности заявленных тем, будут проходить на постоянной основе.

Мария Пирог,

Бурлинский район

zhaikpress.kz

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале