Катание на горках – излюбленный вид отдыха для горожан зимой. Такие услуги представляет каждая база отдыха, вот только в свете последних событий оказалось, что данный вид развлечений далеко небезопасен. Более того, выяснилось, что качество оказываемых услуг равно как и соответствие каким-либо требованиям безопасности, никто не проверяет.
Недавний несчастный случай на одной из баз отдыха в Уральске, где девочка подросток на горке получила тяжелые травмы, заставил задуматься многих родителей, а стоит ли подвергать себя и своих детей такой опасности. По словам очевидцев, ребенок подошел к вращательному механизму, ее ударило тросом и зажало конструкцией, на помощь ребенку подбежали парни, которым пришлось ломать сооружение. Можно, конечно, утверждать, что несчастный случай произошел по неосторожности ребенка, который зашел на служебную территорию, но вполне закономерный вопрос: «А почему потенциально опасный механизм не был изолирован от проникновения к нему посторонних лиц и почему рядом не было сотрудника базы, который никого не должен был пропускать на служебную территорию?» Еще более трагичный случай произошел на одной из баз отдыха в г. Актобе, там подросток на снегоходе врезался в толпу людей,в результате чего погибла 40-летняя женщина, а мужчина и пять детей, среди которых годовалый ребенок, госпитализированы. Позже республиканские СМИ написали о том, что снегоход был взят без разрешения и уже на нем подросток приехал на базу отдыха, а руководство базы сообщило, что они не предоставляют снегоходы для катания. Но как мог посторонний снегоход, да еще и под управлением несовершеннолетнего попасть на территорию базы отдыха? Как оказалось, за безопасность посетителей на базах отдыха никто не отвечает, и эти самые базы ни один уполномоченный орган не проверяет, нарушения не выявляет. А потому, раз нет спроса, то и владельцы баз не особо пекутся о безопасности своих сооружений и техники для отдыхающих. По словам руководителя департамента Комитета технического регулирования и метрологии по ЗКО Нуржана Сатыбалдинова, горки для катания не относятся к аттракционам, а потому какой-либо сертификации на них не предусмотрено и данное ведомство на проверки конструкций для горок не уполномочено.
– Департаментом осуществляется проверка только при ввозе нового оборудования, по соответствию национальным стандартам, также мы проверяем соответствие сертификации. Все это обязательно до ввода в эксплуатацию, на стадии эксплуатации проверки не проводятся. Это все касается аттракционов, а горки для катания к механическим аттракционам не относятся, поэтому подобные сооружения мы не проверяем. Проверка субъектов МСБ находится в компетенции местных исполнительных органов, – пояснил Н. Сатыбалдинов.
Руководитель ДКТНМ ЗКО также отметил, что в связи с действием моратория, в отношении субъектов МСБ проводятся только внеплановые проверки по обращениям. В ДЧС по ЗКО также ответили, что горки для катания проверять они не уполномочены и осуществляют только проверки на противопожарную безопасность. Как оказалось, какого-либо специального разрешения на строительство горок для катания не требуется, любой желающий может открыть ИП, взять в аренду участок, залить горку и зарабатывать на этом. При этом особо не заботясь о безопасности катающихся.
К сожалению,не все еще в полной мере осознают опасность подобного рода катаний. Объехав несколько горок в Уральске, мы задали вопрос отдыхающим: «Не считают ли они такой вид развлечений опасным?»
– На горку, где девочка пострадала больше не пойдем, мы на другие горки ходим. Когда скатываешься, главное крепко держаться в ватрушке, не выпасть из нее, когда летишь с горки – дух захватывает, страшно, конечно, но это такой адреналин, – поделились с нами впечатлениями подростки на одной из горок. Все они пришли на горку без родителей и случись что, помочь будет некому. Стоит отметить, со стороны администрации контроля за катающимися никакого нет. Между тем, опасность получить серьезные травмы очень велика. Тюбинг несется по льду с многометровой высоты, и если тот, кто уже скатился вниз чуть замешкается и не успеет отойти, то его снесет с огромной скоростью, летящий с горы другой катающийся. При таких скоростях удар об лед будет такой силы, что люди получат как минимум сильные ушибы, не исключены переломы и сотрясение мозга. Вот только кто будет возмещать ущерб?
Руководитель департамента по защите прав потребителей Эльмира Киматова отметила, что в случае получения вреда здоровью, потребовать возмещение оплаты лечения, а равно как и убытков, понесенных в связи с полученной травмой, можно в судебном порядке, но только в том случае, если будет доказано, что наступление несчастного случая возникло не по вине самого потребителя. Вот только как она будет определяться в каждом конкретном случае, если для горок не предусмотрены единые стандарты и сертификация и любой желающий может поставить какой угодно высоты конструкцию с любым уклоном ската.
– К примеру, в прошлом году в 6-ом микрорайоне была установлена очень крутая горка, даже визуально было видно, что спуск с нее может быть опасен. Поэтому, конечно, следует избегать подобного рода рисков. Но, если все же такой случай наступил, необходимо решать спор в судебном порядке, потребитель вправе обратиться к нам, и мы, как третья сторона, всегда готовы выступить на стороне заявителя. Также с нашей стороны будет оказана необходимая юридическая помощь, – объяснила Эльмира Киматова. Она также отметила, что подобных обращений от пострадавших на горках пока в их практике не было.
Многие родители предпочитают вместо катания на платных крутых горках, вывозить детей на более безопасный отдых и кататься на природных бесплатных горках по пологим берегам рек.
– Вокруг города полно безопасных мест, где могут прокатиться даже малыши. Практически возле всех населенных пунктов есть свои горки с пологим скатом, мы каждое выходные собираемся семьями и выезжаем с детьми на такой отдых. На турбазах всегда много народа, кто-то может толкнуть ребенка или еще того хуже сбить при скате, поэтому мы предпочитаем не рисковать. Лучше обезопасить себя, чем потом искать виноватых, – отметил житель Уральска Николай Л.
Евгения Максимова,
zhaikpress.kz