Глава государства К. Токаев поставил задачу о необходимости нового подхода к работе государственного аппарата и кардинальных изменений в системе государственной службы, которая должна стать сервисной и ориентированной на потребности общества. Важно, чтобы наряду с квалификацией, профессиональным уровнем у государственных служащих присутствовали и человеческие качества. Эффективность государственного аппарата должна измеряться конечным результатом, а не процессом работы. Подробнее об изменениях рассказывает руководитель департамента Агентства РК по делам государственной службы по ЗКО Мурат Байсалов.
– Мурат Сейлбекович, расскажите, какие изменения были внесены в действующий закон по совершенствованию оказания государственных услуг, повышению престижа государственных служащих, исключению излишних барьеров при поступлении на государственную службу?
– Президентом было дано поручение об устранении излишних барьеров при поступлении на государственную службу и упрощении порядка выхода из нее. В соответствии с данным поручением Агентством по делам государственной службы разработаны новые подходы и внесены соответствующие изменения в отраслевой Закон. Теперь лучшие выпускники, успешно окончившие высшие учебные заведения за счет государственного гранта, имеют возможность назначения без конкурсного отбора на низовые должности на районном и сельском уровнях, лучшие выпускники Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан в течение года со дня окончания могут быть назначены на должности в местные государственные органы (за исключением столицы), а также предоставляется возможность для прямого назначения на высшие должности корпуса «Б» без конкурсного отбора по согласованию с уполномоченным органом. Согласно изменениям, выпускникам предоставляются хорошие возможности при поступлении на государственную службу, т.е. они без прохождения этапов тестирования, собеседования смогут занять государственные должности. Кроме этого, в целях повышения эффективности государственного аппарата, государственные служащие, получившие неудовлетворительную оценку два квартала подряд, понижаются в должности, а при отсутствии нижестоящей должности – освобождаться от занимаемых должностей.
Также, Агентством в рамках работы по цифровизации отбора и прохождения государственной службы, разработан новый алгоритм отбора на государственную службу на внешнем портале интегрированной информационной системы
«Е-қызмет».
Новый формат конкурсной процедуры позволит кандидатам участвовать на всех этапах конкурсного отбора в любое время и из любой точки мира, кроме собеседования, которое проходит в заранее определенное время. В настоящее время планируется апробация новой системы отбора.
К тому же, Указом Главы государства от 26 февраля 2021 года № 522 утверждена Концепция развития государственного управления в Республике Казахстан до 2030 года.
Согласно данной концепции, новая модель государственного управления будет основана на принципах «слышащего», эффективного, подотчетного, профессионального и прагматичного государства.
Иными словами, государственная политика или реформа должны подчиняться главенствующему принципу «люди прежде всего». В целях реализации данного принципа в прошлом году Указом Главы государства утверждена новая редакция Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан. Новым кодексом определены этические принципы государственной службы – добросовестность, честность, справедливость, открытость, вежливость и клиентоориентированность.
То есть, на первый план поставлены принципы открытости, справедливости и ориентации на человека со стороны государственного служащего.
Таким образом, в своей деятельности государственные служащие должны следовать этим принципам в первую очередь.
– Чем новая редакция Этического кодекса отличается от предыдущего? Есть ли какие-то нововведения?
– Как указывалось выше, определены этические принципы государственной службы – добросовестность, честность, справедливость, открытость, вежливость и клиентоориентированность. В новой редакции Кодекса предусмотрены приоритетные требования по формированию «клиентоориентированного» государственного аппарата и соблюдению принципов прозрачности в оказании государственных услуг. Клиентоориентированность – это принятие мер по повышению качества оказываемых государственных услуг, всецело ориентируясь на запросы населения как потребителя государственных услуг, и по недопущению проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений. Это весьма значимое изменение, так как в прежней редакции Этического кодекса такие задачи не были четко определены.
В качестве еще одного серьезного изменения следует отметить обязательство государственного служащего не давать неправомерные обещания и не брать неправомерные обязательства любого характера, связанные с исполнением должностных обязанностей.
Соответственно, данные принципы будут способствовать эффективной реализации концепции Президента «слышащего государства», а также укреплению доверия общества к государственным органам. Тем самым, население получит возможность быть услышанным и сможет выбирать важные для себя решения, что, в свою очередь, повысит уровень доверия к государству и сформирует «человекоцентричное» государство.
– Повысилось ли у граждан, в том числе у молодежи, желание стать государственным служащим? Если да, то какие факторы положительно повлияли на него?
– Привлечение молодежи на государственную службу – это внедрение новейших подходов в систему государственного управления, свежий взгляд на профессиональную деятельность, высокая мотивация к изменениям. Должны прийти не просто молодые люди, а наиболее профессиональная и мотивированная молодежь.
Сегодня в области в государственных органах работают 615 молодых специалистов в возрасте до 29 лет (рост по сравнению с 2021 годом составил 17%).
Предусмотренный действующим законодательством трехэтапный конкурсный отбор предоставляет молодым специалистам равный доступ на государственную службу. Упрощены квалификационные требования к должностям исполнительского звена, теперь в областные управления можно поступить, не имея стажа работы, на районные и сельские уровни допускаются кандидаты со средним профессиональным образованием с возможностью прохождения тестирования по упрощенной программе.
Также, 1 июля 2021 года внедрена новая система оплаты труда, основанная на факторно-балльной шкале и заработная плата государственных служащих конкурентноспособна со средней заработной платой на рынке труда.
По инициативе Агентства в программу «С дипломом – в село!» включены главные и ведущие специалисты аппаратов акимов сельских округов. К примеру, в 2022 году оказаны меры социальной поддержки: 18 служащим в виде подъемного пособия (5 513 400 тенге), 7 служащим в виде кредита по низким ставкам на приобретение жилья (29 948 518 тенге).
Последние изменения будут способствовать привлечению профессиональной молодежи на государственную службу, возвращению молодых специалистов в свои регионы, а также снижению дефицита кадров на селе.
– Как председатель областного Совета по этике можете рассказать конкретные факты, касающиеся защиты прав госслужащих?
– В своей деятельности Совет по этике основывается на профилактике нарушений государственной службы, в том числе на восстановлении нарушенных законных прав государственных служащих.
В целом, Совет по этике является коллегиальным органом Агентства в области, в состав которого входят общественные деятели, знакомые общественности своими авторитетом и активной общественной работой, а также руководители государственных органов.
Основными задачами Совета являются выработка мер, направленных на предупреждение коррупции и профилактику нарушений норм служебной этики, а также выработка рекомендаций и предложений по вопросам координации деятельности уполномоченных по этике и взаимодействия с дисциплинарными комиссиями государственных органов.
В результате проведенного анализа работы дисциплинарных комиссий государственных органов в прошедшем году Департаментом установлены факты незаконного привлечения к дисциплинарной ответственности двух государственных служащих, которые в дальнейшем, на основании решения Совета по этике, были отменены. Тем самым восстановлены законные права данных госслужащих.
Кроме того, в результате проведенных Департаментом проверочных мероприятий, восстановлены нарушенные права 6 лиц.
Из них, после вмешательства Департамента, представлены ответы двум заявителям на ранее поданные их обращения в государственные органы, но которые были совершенно противоправно проигнорированы.
Также установлено, что конкурсными комиссиями государственных органов в ходе конкурса нарушены права двух граждан, в дальнейшем по результатам рассмотрения представления, внесенного Департаментом, отменены итоги конкурсов, соответственно, гражданам, чьи права нарушены, предоставлена возможность повторного участия в конкурсе.
Кроме того, установлено, что одному должностному лицу ограничено право на очередной отпуск, обязательное предоставление которого предусмотрено трудовым законодательством, по результатам проверки восстановлены законные права путем предоставления указанному лицу соответствующего трудового отпуска.
По итогам работы, проведенной Департаментом совместно с областной инспекцией труда, установлены факты систематического нарушения прав бывшего государственного служащего акимата Деркульского поселкового округа города Уральска при привлечении к работе в сверхурочные, выходные, праздничные дни, права заявителя восстановлены путем выплаты компенсации в размере 264 879 тенге. Работа в данном направлении находится на постоянном контроле Департамента.
– Ранее на заседаниях Совета по этике рассматривались дисциплинарные дела в отношении сельских акимов, в основном из-за недостаточного их знания требований законодательства. Как обстоят дела сейчас?
– В настоящее время по данной сфере внесены ряд законодательных изменений, повышены требования к акимам, также они освобождены от выполнения вспомогательных функций, устранены риски. Во-первых, в 2021 году в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» внесен ряд изменений и дополнений, согласно которому должности акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов преобразованы в полноценные избирательные должности. Так, со второго полугодия 2021 года акимы сел непосредственно избираются населением, им предъявляются предусмотренные законодательством соответствующие требования. Во-вторых, в настоящее время в процессах государственного управления проводится централизация вспомогательных служб.
В частности, в соответствии с законодательством о местном государственном управлении сейчас сельские акимы прежде всего обеспечивают социально-экономическое развитие своей административной территории и проведение государственной политики на соответствующей территории. В свою очередь, кадровые, финансово-организационные вопросы аппарата акима сельского округа переданы в компетенцию аппарата акима района.
– Расскажите о внедрении цифровых технологий в сфере оказания государственных услуг? Достаточно ли эффективно эта работа проводится?
– Для дальнейшей цифровизации отрасли важно интегрировать все процессы и системы, и исключить бумажные документы и справки. Для этого разработан и реализуется специальный план интеграции. Ведется большая работа в области автоматизации и оптимизации государственных услуг. На сегодняшний день средний срок оказания государственной услуги сокращен на 25% (от 8 до 6 дней) и сокращен объем бумажного документооборота до 110 млн документов (в том числе справки). При этом косвенный экономический эффект составил 15,7 млрд тенге.
Естественно, для повышения качества государственных услуг возрастает необходимость применения информационных технологий, что направлено на оптимизацию и автоматизацию функций государственного органа при оказании услуг населению и бизнесу, снижение административных барьеров и прямого контакта населения и бизнеса с государственными органами. На сегодняшний день ведется системная работа по оказанию государственных услуг в соответствии с вышеуказанной Концепцией развития государственного управления до 2030 года. Даже в настоящее время, наряду с приложением egov Mobile, реализована возможность получения услуг через приложения банков второго уровня или Telegram-бот.
Например, для удобства граждан сегодня через специальное мобильное приложение egov Mobile можно получить 77 видов государственных услуг.
В данном приложении предусмотрен сервис хранения личных электронных документов, который предоставляет доступ к документам гражданину, третьим лицам по
его согласованию. Цифровые документы также доступны в автономном режиме.
Также, через @EgovKzBot в мессенджере Telegram доступно 25 различных услуг и сервисов, еще 31 услуга предоставляется через одноразовую систему паролей.
Тем не менее, население по-прежнему получает государственные услуги в бумажном виде. В этой связи, разъяснительная работа должна быть направлена на информирование населения об этих достижениях в целях повышения качества государственных услуг.
В данном направлении Департаментом проводятся мероприятия по разъяснению порядка получения населением государственных услуг и их обжалования. В целом, в сфере оказания государственных услуг циф-
ровое технологическое развитие страны находится на более высоком уровне, чем в других государствах.
Тем не менее, планов по повышению качества госуслуг еще много.
В целях полного удовлетворения запросов населения в процессах оказания государственных услуг будут достигнуты результаты через увеличение количества проактивных и композитных услуг, дальнейшее совершенствование информационных систем, внедрение новых способов оказания услуг.
– При поступлении на государственную службу уделяется ли внимание уровню владения государственным языком?
– Согласно действующему законодательству, при поступлении на государственную службу не допускается установление какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. Необходимо учитывать важность владения государственным языком, так как в настоящее время во всех государственных органах делопроизводство обеспечивается на государственном языке. Кроме того, одним из этапов конкурсного отбора является тестирование на знание государственного языка и законодательства Республики Казахстан.
Так, в прошлом году для поступления на административную государственную службу корпуса «Б» в тестировании на знание государственного языка и законодательства приняли участие 2414 человек, успешно прошли 732 претендента или 30,3%, ниже порогового значения получили 69,5%.
К тому же, при проведении отбора в Президентский Молодежный кадровый резерв в 2021 году для кандидатов наличие сертификата на знание государственного языка (В1) было обязательным (по итогам отбора в резерв было зачислено 50 резервистов, из них 66% трудоустроено).
В целях повышения знаний и компетенций государственных служащих на постоянной основе проводится обучение по совершенствованию уровня владения не только государственным языком, но и другими иностранными языками, а также проводятся диагностическое и сертификационное тестирование по системе QAZTEST.
– Спасибо за интервью!
Беседовала Алла Лучинина,
zhaikpress.kz