14.03.2023, 10:30
Просмотры: 175

Көрісу - предвестник Наурыза

Сегодня, 14 марта, мы отмечаем праздник Көрісу, что в дословном переводе означает «свидеться», который символизирует начало весны, наступление новой жизни и нового года. В этот день принято ходить в гости друг к другу и обязательно при этом, в знак почтения и уважения, пожимать руку, произнося: «Бiр жасыңмен!». В этом словосочетании и пожелание долгих лет, и радость от того, что человек видит знакомого в здравии после долгой зимы, и вера в удачливый новый год.

PRI_0083

День Көрісу празднуют преимущественно на западе страны в Атырауской, Мангистауской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областях, в других регионах страны такой традиции нет. Считается, что празднование Көрісу на западе связано с тем, что зима у нас суровее, а холода продолжаются почти пять месяцев подряд, в отличие от южных областей.

История возникновения

С незапамятных времен у казахов считалось, что именно этим мартовским днем наступает новый год и назывался он «Амал-мейрамы», обязательной традицией празднования которого являлось рукопожатие – Көрісу. По сведениям некоторых историков, праздник Амал пришел в западный регион с востока, где обитали монголы и тувинцы. По древним легендам, адайцы переселились на Мангистауский полуостров именно с этой части. Есть большая вероятность, что с собой они принесли и монгольский календарь, который начинается с 22 марта. Казахи младшего жуза до девятнадцатого века использовали арабские названия месяцев – амал, сәуір, саратан, зауза, әсет, сүмбіле, мизан, ақырап, қауыс, жеді, дәлу, ұт. В древности месяц начинался 14 числа, а первым месяцем считался амал, отсюда и название праздника.

Казахи, жившие в юртах, тяжело переживали суровые зимы степи – в бескрайних землях тяжело укрыться от метели и снега, а скоту – трудно добывать пропитание. Но самым страшным для кочевника зимой был гололед, из-за которого вся степь покрывалась льдом. С ним приходил и голод.

Поэтому приход весны был настоящим праздником. Люди радовались первым лучам солнца, которые прогревали землю и, наконец-то, отходили от переживаний за семью и скот. Предки даже запрещали топтать и рвать первую траву – она была символом надежды и процветания. В глубокой древности казахи, занимавшиеся кочевым скотоводством, начинали пересчитывать скот, когда оставалась только одна неделя до дня весеннего равноденствия. Люди ликовали, что заканчивается такая длинная зимняя пора, шли в гости друг к другу, чтобы обсудить свои дела. И, конечно, начиналась подготовка к Наурызу, светлому празднику во славу не только весеннего равноденствия, но и обновления природы, празднику, олицетворяющему в Казахстане плодородие, дружбу и любовь.

По традиции люди в возрасте обменивались рукопожатиями, а у женщин было принято прикасаться друг к другу поочередно сначала правым, потом левым плечом. Хотя, сейчас все здороваются двумя руками – и женщины, и мужчины.

В прежние времена также было принято в праздник Көрісу доставать и развешивать предметы одежды и вооружения. Этот обычай назывался «жіп керу» и означал, что новый год наступает как для одушевленных, так и неодушевленных предметов.

Было время, когда Көрісу отмечался в течение трех дней, с 14 по 16 марта, и зачастую происходило чудо: именно 14 марта с небес начинал сыпаться меленький белый снег, который называли «наурыздың ақша қары» или «белый снег наурыза».

Почему в западных

регионах встречают Амал 14 марта?

Жители этого древнего края, в отличие от остальных регионов Казахстана, как, впрочем, и всего мусульманского мира, празднуют Наурыз дважды – в середине марта и 22 числа первого месяца весны. Перевернем страницы истории вспять, вспомним время установления советской власти. После Октябрьской революции 1917 года новая власть приняла постановление, согласно которому летоисчисление стали вести по новому, григорианскому, календарю. В результате, календарные дни переместились на целых тринадцать дней вперед, и теперь после 31 января сразу «наступало» 14 февраля.

Казахи после празднования Амала (14 марта) и окончания морозных и ветреных дней испокон веков откочевывали на пастбища – джайлау. Переход обычно длился в течение месяца. К тому времени на отгонных участках вовсю царила весна, травы было вдоволь, и было где скоту нагулять жирок. Ну, а после перехода на григорианский календарь весна «задерживалась» почти на полмесяца, в степи все еще царствовала зима, – так же дули пронизывающие насквозь ветры и стояли трескучие морозы. Казахи основным богатством испокон веков считали скот. И откочевка на пастбища в такое время была равносильна смерти. Это обстоятельство вынудило старейшин родов, уважаемых аксакалов, собраться вместе и принять решение – праздновать Наурыз 14 марта по новому стилю, то есть после того, как в степи устанавливались по-настоящему теплые весенние дни.

Традиции празднования

Обязательной традицией празднования Амала является көрісу – рукопожатие, когда младшие идут в дом старших, приветствуя их за руки и просят «бата» –благословения у аксакалов в начале нового года.

В этот праздник принято ходить в гости друг к другу и обязательно при этом пожимать руку, произнося: «Бiр жасыңмен!». Специально в гости приглашать не принято, однако в каждом доме готовится мясо в казане, а в воздухе витает чудесный запах домашней выпечки. К празднику обычно готовят национальное блюдо – хрустящие и поджаристые баурсаки, которыми угощают всех, кто приходит в дом. Без этого любимого всеми казахского угощения не бывает ни одного национального праздника.

Во время Көрісу особенно ярко проявляется традиционное казахское гостеприимство, с самого раннего утра все ощущают счастливую и радостную атмосферу домашнего очага. Недаром в народе так любимо высказывание: «Как встречаешь, узнаю по твоему взгляду; как уважаешь, узнаю по твоей чаше». В праздник Көрісу обычно посещают старших по возрасту родственников. А в прежние времена знаком особенного уважения почитался обычай поздороваться со старейшим в ауле. В некоторых местностях и в наши дни люди с раннего утра принимаются обходить аул, а к середине дня уже успевают поприветствовать всех односельчан.

В день празднования принято прощать друг другу все обиды, надевать национальную одежду, а также дарить подарки. В этот день традиционно устанавливаются юрты, накрываются богатые столы.

Хорошая примета –

бата от аксакала

У каждого народа существуют традиции и обычаи, которые из века в век переходили от старших поколений к младшим. Эти ценности имеют объективную основу и оказывают самое положительное влияние на воспитание лучших личностных качеств человека. В Казахстане сила обычаев очень велика; например, проявление уважения к старшим. Детей с самого раннего возраста учат быть приветливыми и сдержанными по отношению к взрослым, уважительно разговаривать с ними, неукоснительно следовать их мудрым советам и указаниям. Поэтому хорошей и доброй приметой считается – получить благословение – «бата» от аксакала. «Бата беру – благословение» – является одним из самых древних и важных обычаев казахского народа. Произносят его в особых случаях и зачастую в стихах. Обычно это делают старшие по возрасту мужчины или женщины. Благословляют, слегка раскрыв обе ладони на уровне сердца. Все вокруг, стар и млад, тоже подобным образом держат руки. После того как заканчивается благословение, все проводят ладонями по лицу. Бата может совершаться как стоя, так и сидя, в любое время суток. И нет сомнения в том, что бата-благословения как средство воспитания молодежи будут передаваться из поколения в поколение.

Например, казахи знали цену природы и благословляли каждый новый месяц:

Өткен ай өзімен кетсін,

Туған ай жарылқасын,

Аяз әлін біліп,

Күнекей күн жарылқасын!

...

Пусть уходит с добром прошлый месяц,

Пусть новый месяц принесет покой,

Пусть мороз знает свое место,

Пусть солнце краса обогреет всех нас!

 

Давали «бата» гостю:

Құдай жолды оңдасын,

Еш жамандық болмасын.

Денсаулығымыз зор болсын,

Дастарханымыз мол болсын!

...

Да справит бог дорогу.

Да не случится плохое.

Пусть будет хорошим наше здоровье

И пусть будет полным дастархан.

 И произносили благословение во время праздников:

Тыныш болсын даламыз,

Түгел болсын нуымыз.

Таза болсын ауамыз,

Тұнық болсын суымыз.

Қайғы-уайым жоқ болсын,

Оралмасын кез өгей.

Ырысымыз көп болсын

Бүгінгі наурыз көжедей.

Пусть мир будет в степи,

Пусть много будет нас всегда.

И чистым будет воздух наш,

И прозрачной будет вода.

Да не возвратятся трудностей времена,

Исчезнут пусть горести все.

Пусть будет много счастья вновь,

Как наурыз-коже в казане.

Подготовила Наталья Александрова

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале