В нескольких районах ЗКО краткосрочное профессиональное обучение реализовывалось фиктивно, сумма израсходованных бюджетных средств составила свыше 4 млн тенге, на социальные рабочие места лиц трудоустраивали формально, спецтехникой управляли люди с поддельными свидетельствами на право управления. Об этих и других нарушениях, выявленных прокурорами по результатам проверки законности при реализации государственных программ в сфере занятости населения рассказали на межведомственном оперативном совещании.
В работе совещания приняли участие заместитель акима области, акимы районов и города Уральска, руководители областных управлений, директора центров занятости населения и руководители отделов занятости и социальных программ.
Первый заместитель прокурора области Даурен Умаргалиев, сообщил, что управлением координации занятости и социальных программ области и центрами занятости населения проводится работа по обеспечению трудовой занятости населения. Осуществляется трудоустройство на субсидируемые рабочие места, краткосрочное профессиональное обучение. А также реализуется Национальный проект по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы, в рамках которого предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на повышение предпринимательской активности. Но, как было установлено надзорным органом, реализация государственных программ в сфере занятости населения области сопряжена с нарушениями законности. Начальник управления по защите общественных интересов прокуратуры ЗКО Аблай Бискалиев сообщил, что в ходе проверок, проведенных надзорным органом, был выявлен ряд нарушений, в частности фиктивной реализации профобучения.
Краткосрочное профессиональное обучение
– Участниками данного направления являются безработные лица независимо от регистрации в центрах занятости населения, среди которых приоритетное право имеет молодежь категории NEET – молодые люди, которые нигде не работают и не учатся, а также члены малообеспеченных и многодетных семей, трудоспособные инвалиды, сокращаемые работники. Задачей является подготовка кадров с техническим и профессиональным образованием с учетом потребностей рынка труда. Здесь управлением координации занятости и социальных программ области не налажено предварительное прогнозирование, анализ потребностей профессий на рынке, возможность дальнейшего трудоустройства выпускников. Проверкой вскрыто 42 факта фиктивной реализации краткосрочного профобучения: в г. Уральске – 20, в Казталовском районе – 17, в Бурлинском – 5. Общая сумма неэффективного расходования бюджетных средств составила – 4 225 011 тенге, – рассказал начальник управления.
Направление на социальные рабочие места
По Правилам организации и финансирования социальных рабочих мест социальное рабочее место создается работодателем для трудоустройства безработных с субсидированием их заработной платы. В реализации данного направления выявлено 6 фактов фиктивного трудоустройства на социальные рабочие места в Акжаикском, Теректинском районах и районе Бәйтерек.
– В Акжаикском районе между ИП и центром занятости населения был заключен договор об организации социальных рабочих мест в отношении 8-ми работников, из которых трое ранее уже работали в данном ИП, двое из них братья самого предпринимателя. Субсидируемая сумма зарплаты составила 808 500 тенге. В Теректинском районе глава КХ по программе «Социальное рабочее место» принял рабочим гр. Р., который в действительности не работал в данном КХ, а с 2020 года работает в ТОО «Батысгазстрой» на территории города. Вместе с тем глава КХ каждый месяц представлял в центр занятости населения района табель учета рабочего времени с ложной информацией, что гр. Р. работает в КХ. По данному факту в ходе проверки возбуждено уголовное дело по факту мошенничество по части 1 статьи 190 УК, но в связи с возмещением ущерба производство по делу прекращено. В Каратобинском районе в 2022 году на социальные рабочие места трактористами трудоустроены двое граждан с поддельными свидетельствами на управление спецтехникой. По данным фактам отделом полиции Каратобинского района начаты досудебные расследования по признакам использования заведомо подложного документа (часть 3 статьи 385 УК). Прокуратурой района Бәйтерек установлены признаки мошенничества в действиях акима Шалгайского с/о. Данное должностное лицо в 2020 году под предлогом содействия в получении субсидий зарегистрировал в центре занятости населения как безработных гр. Ф. и гр. К., однако банковские карты на них оставил в своем пользовании и, таким образом, завладел дотациями на сумму свыше 900 тыс. тенге. Данный факт зарегистрирован в ЕРДР по части 1 статьи 190 УК. Проводится досудебное расследование. По данному направлению также установлено 32 факта неуплаты обязательных пенсионных отчислений и взносов на социальное медицинское страхование работникам в районе Бәйтерек – 14, в Акжаикском районе – 13, в г. Уральске – 5, – рассказал Аблай Бискалиев.
Организация молодежной практики
По условиям программы рабочие места должны соответствовать профессии, освоенной выпускниками в организациях образования. Однако, как сообщил начальник управления по защите общественных интересов, было установлено 5 фактов направления на молодежную практику не по полученным специальностям в г. Уральске – 4, в Акжаикском районе – 1.
– В 2022 году центром занятости населения г. Уральска учитель математики гр. Г., библиотекарь
гр-ка А., специалист системы менеджмента качества гр. Ж., механик
гр. А. направлены на молодежную практику делопроизводителями, а учитель иностранного языка
гр-ка Б. – продавцом. По организации общественных работ установлено, что в г. Уральске гр-ка К. была направлена на общественные работы в ОО «Казахское общество слепых» с августа 2021 года по январь 2022 года, тогда как она фактически имела постоянную работу в ТОО «ES-клининг», – рассказал А.Бискалиев.
По словам представителя надзорного органа гранты на развитие предпринимательских инициатив также не всегда используются по назначению.
– К примеру, в 2021 году в г. Уральске гр-ка К. получила грант на приобретение сельхозживотных на сумму 583 400 тенге. Основной целью ее проекта являлась реализация мяса на территории области, увеличение поголовья мелкого рогатого скота, создание рабочих мест, уплата налогов и других платежей в бюджет. Однако, после получения гранта гр-ка К. через год прекратила деятельность, и за период работы сдавала нулевые декларации. Аналогичные факты имеются в Бокейординском районе. В Акжаикском районе имеются 3 факта выдачи грантов субъектам предпринимательства с опытом работы свыше одного года, – сказал А.Бискалиев.
Также были выявлены нарушения по проекту «Первое рабочее место», здесь установлены факты переплаты заработной платы его участникам. В данном проекте субсидии государством предоставляются на компенсацию части затрат работодателя на оплату труда безработным, трудоустроенным на социальные рабочие места. Однако в Каратобинском районе выявлено 5 фактов выплаты заработной платы участникам проекта без удержания субсидий, оплачиваемых центром занятости населения. Общая сумма переплат составляет 2 500 450 тенге. Они допущены в пяти организациях образования.
Подводя итоги первый заместитель прокурора ЗКО Даурен Умаргалиев подчеркнул, что проверки показали, что центрами занятости населения мониторинг использования грантов проводится некачественно, не изучаются вопросы достижения заявленных результатов, и, как следствие, не принимаются меры по возврату нецелевых грантов. Анализ их причин и условий показывает, что, прежде всего, все они связаны с незнанием либо непониманием сущности государственных программ, на фоне отсутствия координации профильного управления, а в отдельных случаях – недобросовестным отношением к должностным обязанностям работниками местных исполнительных органов.
– Приоритетной задачей является определить защиту интересов государства, в том числе путем возмещения ущерба, противодействия коррупции, предупреждения и пресечения хищений бюджетных средств, выделенных на реализацию государственных программ. Городским и районным прокурорам занять принципиальную позицию и добиться реального устранения всех нарушений законности по собственным актам прокурорского надзора. Управлению занятости и социальных программ ЗКО, акиматам районов и города организовать проведение совещаний с работодателями по основным задачам и направлениям каждой реализуемой госпрограммы в сфере занятости населения в целях своевременного разъяснения порядка их реализации, пересмотреть подходы к организации работы по контролю исполнения государственных программ в сфере занятости населения и выработать системные меры по прогнозированию, анализу эффективности потребностей специальностей на рынке, исключить факты фиктивного трудоустройства лиц на социальные рабочие места, обеспечить прохождение молодежью практики по приобретенным специальностям, – дал поручения первый заместитель прокурора ЗКО Д. Умаргалиев.
Евгения Максимова,
zhaikpress.kz