Государственная служба в Казахстане является организационной структурой, состоящей из государственных органов и учреждений, занимающихся исполнением функций и обеспечением государственного управления. Она играет важную роль в реализации государственной политики, обеспечении законности и эффективного функционирования государства. С течением времени государственная служба может претерпевать значительные изменения, чтобы адаптироваться к новым требованиям и вызовам. Это может включать изменения в организационной структуре, процедурах, политике и правилах работы государственных органов. Какие изменения произошли в системе государственной службы в последние годы, какие введены новшества, улучшающие качество оказания государственных услуг, рассказал руководитель департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по Западно-Казахстанской области Мурат Байсалов.
Государственная служба в Казахстане подчиняется Конституции Республики Казахстан и другим законодательным актам, регулирующим ее деятельность. Она включает различные секторы и уровни, такие как центральные органы исполнительной власти, региональные органы, местное самоуправление и другие государственные учреждения. Задачи государственной службы в Казахстане включают: разработку и реализацию государственной политики в соответствии с законодательством; обеспечение эффективного управления государственными ресурсами и финансами; предоставление государственных услуг населению и бизнесу; охрану прав и интересов граждан; защиту общественного порядка и безопасности; содействие развитию экономики и социальному прогрессу страны.
– В системе государственной службы Казахстана произошел ряд важных изменений. В частности, запущена пилотная апробация новой системы отбора на государственную службу. Мурат Сейлбекович, расскажите подробнее об этих нововведениях.
– Агентством проведена работа по совершенствованию государственной службы, в том числе, модернизация системы «Е-қызмет» и оптимизация кадровых бизнес-процессов, направленных на цифровизацию государственной службы. В рамках данной работы приняты меры по цифровизации отбора и прохождения государственной службы, разработан новый алгоритм отбора на государственную службу на внешнем портале интегрированной информационной системы «Е-қызмет».
Новый формат конкурсной процедуры позволит кандидатам участвовать на всех этапах конкурсного отбора в любое время и из любой точки мира, кроме собеседования, которое проходит в заранее определенное время. Система будет работать 24/7, полностью исключает влияние человеческого фактора (кандидаты обезличиваются, присваиваются ІD-номера, конкурсная комиссия оценивает кандидатов, система сама подсчитывает баллы и определяет победителя). Этап тестирования сохраняется. Однако, если кандидаты проходили тесты на знание 7-8-9 законов, теперь, согласно новому отбору, будет одна программа, состоящая из 4-х актов (Конституция, Закон «О государственной службе», Закон «О противодействии коррупции», Этический кодекс).
В настоящее время проходит апробация новой системы отбора. Пилот проходит в Агентстве РК по делам государственной службы, Министерствах торговли и интеграции, индустрии и инфраструктурного развития, а также в местных исполнительных органах Акмолинской области и
г. Шымкента. На сегодня при желании в конкурсах вышеназванных органов могут принять участие и желающие, проживающие в других регионах.
– Президентом страны дано поручение об упразднении барьеров при поступлении на государственную службу. Какие были внесены изменения в отраслевой Закон?
– В декабре принят закон, который оптимизировал административные барьеры при поступлении на государственную службу и упростил порядок «выхода» из нее. В целях реализации данного закона в феврале текущего года приказом Агентства установлены результаты обучения для внеконкурсного назначения выпускников Академии государственного управления на должности в регионах, а также выпускников, окончивших учебные заведения за счет государственных грантов, на нижестоящие должности в районах, на селе. Таким образом, соответствующий результат обучения определен на уровне 3,33 GPA, то есть по традиционной системе на показателе «хорошо», или 85-89 баллов по 100-балльной системе.
Кроме этого, предусмотрено прямое назначение на высшие должности корпуса «Б» без конкурса. Агентство анализирует квалификационные требования и принимает соответствующее решение. В целом, в настоящее время разрабатывается порядок согласования внеконкурсных назначений и квалификационных требований. Также разработан Указ Президента РК, предусматривающий понижение в должности служащего, получившего два квартала подряд неудовлетворительную оценку, а при отсутствии нижестоящей должности – его увольнение.
Сегодня упрощены механизмы поступления на государственную службу. Создаются условия для самореализации талантливой молодежи в разных сферах: в экономике, науке, искусстве, культуре и спорте, бизнесе и на государственной службе. В современном обществе растет молодое поколение, способное свободно выражать свои мысли и стремящееся к достижению намеченных целей. Трудоустройство, самореализация молодых людей всегда под пристальным вниманием государства. Внедряются новейшие подходы в систему государственного управления, необходим свежий взгляд на профессиональную деятельность и высокая мотивация к изменениям. На государственную службу должны прийти не просто молодые люди, а наиболее профессиональная и мотивированная молодежь.
Сегодня в области в государственных органах работают 15% молодых специалистов в возрасте до 29 лет. Предусмотренный действующим законодательством трехэтапный конкурсный отбор предоставляет молодым специалистам равный доступ на государственную службу. Упрощены квалификационные требования к должностям исполнительского звена, теперь в областные управления можно поступить, не имея стажа работы, на районные и сельские уровни допускаются кандидаты со средним профессиональным образованием с возможностью прохождения тестирования по упрощенной программе.
Также с 1 июля 2021 года внедрена новая система оплаты труда, основанная на факторно-балльной шкале и заработная плата государственных служащих конкурентоспособна со средней заработной платой на рынке труда. По инициативе Агентства в программу «С дипломом – в село!» включены главные и ведущие специалисты аппаратов акимов сельских округов.
– Какие еще есть изменения на государственной службе?
– Наряду с озвученными изменениями имеется ряд других новшеств. Так, в ноябре 2022 года принят закон о выборах акимов районов. Учитывая, что с этого года некоторые акимы районов в пилотном режиме будут избраны непосредственно населением, внесены изменения в Закон «О государственной службе». Теперь избранные акимы будут освобождены от прохождения испытательного срока и ротации. Также к ним не применяется дисциплинарное взыскание в виде «понижения в должности».
В Закон введено понятие «контрактные служащие». Они не относятся к категории государственных служащих. Данный инструмент позволит привлечь к этапу реализации отраслевых проектов квалифицированных специалистов, имеющих специальное отраслевое образование. Срок контракта не более одного года.
Для мотивации действующих государственных служащих вводятся ротационные выплаты. Как известно, в 2016 году введена ротация государственных служащих. Ее цель – обмен опытом между регионами, всестороннее совершенствование опыта служащего и профилактика коррупции (после введения этого института было ротировано более 130 служащих). В соответствии с действующим законодательством, служащему, ротируемому в иной регион, должно быть предоставлено временное жилье. Однако из-за нехватки служебных квартир, ротированные служащие вынуждены арендовать дом на собственные средства. Это приводит к тому, что многие служащие отказываются от ротации. Внедрение ротационной выплаты исключит эти пробелы. Выплаты будут производиться на основании среднестатистической суммы за квадратный метр по каждому региону. Данные выплаты будут распространяться на тех лиц, которые будут ротироваться в другую местность.
Также Агентство по делам государственной службы наделено функциями, предусматривающими координацию вопросов режима работы, регулирования соотношения численности руководителей и исполнителей в государственных органах, согласования определенных актов, касающихся государственной службы.
– В последнее время в социальных сетях стало появляться все больше негативных публикаций, касающихся государственных служащих. Особенно, когда речь идет о нарушении этики. Какие меры принимаются департаментом в связи с этим?
– Департаментом на постоянной основе проводится мониторинг средств массовой информации и социальных сетей касательно государственных служащих. По его результатам в 2022 году установлено 39 фактов публикации негативных материалов в отношении 30 государственных служащих, из них подтверждено 10 фактов. В 1-ом квартале текущего года опубликовано 11 негативных материалов, из них подтверждено 6 фактов. По выявленным фактам приняты соответствующие меры в рамках закона.
Кроме того, в прошлом году по результатам рассмотрения дисциплинарных дел на основании решении Совета по этике за несоблюдение требований Этического кодекса 6 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. В свою очередь, с начала текущего года решением Совета по этике за несоблюдение требований Этического кодекса на двух должностных лиц рекомендовано наложить соответствующее дисциплинарное взыскание: на заместителя акима Сырымского района наложено дисциплинарное взыскание в виде «строгого выговора», аким Махамбетского сельского округа района Бәйтерек привлечен к дисциплинарной ответственности в виде «выговора».
Кроме того, с этого года мы начали работу по дистанционному мониторингу фактов совершения государственными служащими административных правонарушений. По его результатам мы направляем соответствующие рекомендации государственным органам о необходимости строгого соблюдения законодательства. А к государственным служащим, привлеченным к административной ответственности, сопряженные с посяганием на общественную нравственность, будут приняты строгие меры.
В течение прошлого года департаментом проведены встречи с государственными служащими всех районов области, где в рамках разъяснительной работы высказаны требования о строгом соблюдении
требований Этического кодекса. Более того, уже в этом году департаментом проведены встречи с государственными служащими областного уровня, а также с представителями общественных организаций, в ходе которых разъяснены и обсуждены изменения в законодательстве о государственной службе и соблюдение этических требований. Также уполномоченным по этике всех государственных органов даны соответствующие поручения по усилению работы. Уверен, что проведение указанной профилактической работы на системной основе будет способствовать снижению нарушений со стороны государственных служащих.
– Не секрет, что раньше было чуть ли не нормой привлекать в нерабочее время государственных служащих к сверхурочным работам. Какие сейчас предусмотрены меры защиты государственных служащих от переработок и привлечения к сверхурочной работе?
– Согласно последним законодательным изменениям функции по регулированию дистанционной работы и гибкого графика на государственной службе переданы Агентству. Пандемия и тенденция всесторонней цифровизации показали возможности осуществления удаленной работы, а также применения гибкого графика. В целом, общие нормы по данному вопросу внесены в Трудовой кодекс РК в 2021 году.
Однако, учитывая специфику работы государственного аппарата, на государственной службе эти вопросы должны быть четко и детально урегулированы. В этой связи, конкретный порядок осуществления дистанционной работы и применение гибкого графика работы на государственной службе будут устанавливаться в соответствующем приказе Агентства. В целом, запрещается привлечение государственного служащего к необоснованной сверхурочной работе во внерабочее время, за это предусмотрена административная ответственность должностных лиц.
С 1 апреля текущего года вступили в силу нововведения в Кодекс об административных правонарушениях. Теперь в случае выявления в государственных органах фактов привлечения госслужащих к незаконным сверхурочным работам, первый руководитель привлекается к административной ответственности, предусмотренной статьей 89 Кодекса. Контроль за приходом и уходом государственных служащих на работу проводится посредством их цифровых удостоверений, закрепленных за системой контроля и управления доступом государственных органов. Для этого данная система должна быть интегрирована с информационной системой «Е-қызмет».
Сотрудники нашего департамента могут осуществлять контроль за выходом государственных служащих на работу в системе «Е-қызмет». В случае выявления нарушений по незаконному превышению нормы рабочего времени, в первый раз первому руководителю выносится предупреждение. Если нарушение совершается повторно в течение одного года после наложения административного взыскания, то предусмотрен штраф в размере 40 МРП.
Но в настоящее время, несмотря на то, что в подавляющем большинстве местных исполнительных органов установлена вышеуказанная система, по различным техническим причинам она не работает. Причиной этого является истечение сроков договоров данной системы с обслуживающими подрядными компаниями, в ряде случаев госзакупки на услуги по устранению дефектов на стадии организации, а в некоторых не предусмотрены средства на установку. В настоящее время Департаментом проводится соответствующая работа по решению этого вопроса.
– Каким образом осуществляются функции по контролю за качеством оказания государственных услуг и какие новшества внедряются в систему контроля?
– В соответствии с законодательством о государственных услугах контроль подразделяется на внутренний и внешний. Внешний контроль осуществляется уполномоченным органом в сфере контроля за качеством оказания государственных услуг в лице Агентства по делам государственной службы и его территориальных департаментов. Внутренний контроль качества оказания государственных услуг осуществляется самим государственными органом услугодателем в лице его соответствующего структурного подразделения. Вместе с тем, уполномоченным органом осуществляется координация деятельности служб внутреннего контроля.
Департаментом проводится анализ деятельности служб внутреннего контроля и вносятся необходимые рекомендации по повышению эффективности их деятельности на ежеквартальной основе. В целях оказания методической помощи со службами внутреннего контроля проводятся совместные контрольные мероприятия в деятельности услугодателей. В прошлом году проведено 24 совместных контрольных мероприятия, по итогам которых выявлено 6 345 нарушений.
Также департамент проводит профилактическую работу по нарушениям в сфере оказания государственных услуг. Организованы курсы «Ең алдымен адамдар», обучено более 250 государственных служащих, ответственных за оказание госуслуг. На областном телеканале «Ақжайық» запущена рубрика «Елге қызмет», где услугодатели информируют население о новшествах оказания государственных услуг. В целом, департаментом ведется системная работа по повышению качества оказания государственных услуг.
На постоянной основе проводится контроль за качеством оказания государственных услуг. В целях оптимизации процесса контроля с прошлого года в практику внедрен удаленный мониторинг качества оказания государственных услуг. В ходе мониторинга сотрудники департамента без посещения государственных органов, посредством информационной системы «Е-лицензирование», проводят мониторинг соблюдения сроков и порядка оказания государственных услуг в сфере выдачи разрешительных документов.
По итогам удаленного мониторинга выявляются факты нарушения сроков, необоснованного отказа, нарушение порядка оказания государственных услуг, и, соответственно, принимаются меры по устранению нарушений, восстановлению нарушенных прав услугополучателей. Данное нововведение повысило эффективность работы по контролю за качеством оказания госуслуг. В ходе реализации данной практики своевременно выявляются нарушения и принимаются по ним соответствующие меры. Данный метод работы минимизировал вмешательство департамента в рабочий процесс услугодателя. В дальнейшем количество проверок департамента будет уменьшаться и обеспечиваться переход к удаленным формам контроля качества оказания государственных услуг.
– Спасибо за интервью.
Беседовала Жанна Балыкова,
zhaikpress.kz