Было время, когда имя этого человека гремело далеко за пределами области, как умелого руководителя сельскохозяйственного производства. Сагин Кенжебаев – фронтовик, возглавлявший колхоз «Красный Октябрь» долгие 49 лет. Кроме того, всю жизнь он был активным общественником, являлся депутатом Верховного Совета Казахской ССР. Есть у поэта строки: «Из одного металла льют медаль – за бой, медаль – за труд». Они применимы к непростой судьбе Сагина Кенжебаевича. За проявленные в боях смелость и отвагу он был награжден орденом «Красной Звезды». В мирное время его труд так же был высоко оценен. К военным наградам у успешного руководителя колхозного производства прибавились два ордена «Ленина», ордена «Октябрьской Революции», «Трудового Красного Знамени», медаль «За освоение целинных и залежных земель», пять медалей ВДНХ.
Таких высоких наград были удостоены немногие, а лишь лучшие из лучших. К сожалению, в последние десятилетия из памяти стали стираться боевые и трудовые подвиги наших земляков, чьим трудом крепла и росла страна. Для молодого же поколения теректинцев эта часть их жизни является неизвестной, почти неизученной страницей истории родного края.
Стоит упомянуть, что написать серию статей о людях труда, чьи имена золотыми буквами вписаны в трудовую летопись района, мне предложил ветеран труда, общественник, председатель районного совета общественного согласия, Почетный гражданин района Мусагалий Тулегенов. Он же и помогает в сборе информации. Источниками в написании материалов служат и архивные материалы, свидетельства живых очевидцев, родных и близких героев публикаций, газетные вырезки.
Ветеран журналистики Булат Жумаев некогда писал о С.Кенжебаеве: «Девятнадцатилетним пареньком ушел он в 1941 году на войну. Новобранцев из Казахстана определили в 101-ый особый стрелковый полк. Пройдя ускоренные курсы военной подготовки, они были направлены на Калининский фронт. Враг, упоенный первыми победами, с яростью рвался к сердцу Родины – Москве.
С.Кенжебаеву было доверено отделение пехотинцев. Стойко отбивали наши части атаки немецких захватчиков. Но враги были сильны и имели много техники. Полк, в котором воевал Сагин Кенжебаевич, побывал во всех переделках, которые случаются на фронте. Воины научились не только защищаться, но и наступать».
Сагину Кенжебаевичу крепко запомнился бой за деревню Зайцево. В частях рос поток заявлений, желающих вступить в ряды партии. «Хочу в бой идти коммунистом», - значилось в коротком заявлении комсомольца С. Кенжебаева. По его словам, на ротном партийном собрании, которое проводилось в окопе перед настоящим боем, его приняли кандидатом в члены партии. А ночью он уже бежал в цепи наступающих бойцов во главе своего отделения. Враг был сломлен.
На другой день захватчики попытались отбить деревню, так как она имела важное стратегическое значение. После получасовой артиллерийской подготовки в атаку поднялась немецкая пехота.
Однако вражеские части, не выдержав дружного огня наших пехотинцев, отошли. Перед позициями обороняющихся осталось лежать немалое количество фашистских вояк. Первая их попытка вернуть деревню не удалась. Через полчаса немцы повторили атаку. Теперь впереди пехоты шли танки. Они прямой наводкой вели обстрел местности. Сагин Кенжебаевич стал готовить свое отделение к отражению танковой атаки. Один снаряд разорвался совсем рядом. Боец был ранен в ногу осколком, но он не покинул поле боя. Затем пошли основные силы наших войск, и деревня Зайцево навсегда была очищена от вражеских захватчиков.
Именно за этот бой Сагин Кенжебаевич и был удостоен ордена «Красной Звезды». После ранения около полугода пришлось ему пролежать в госпитале, а затем – снова фронт.
«По-разному распоряжалась война судьбами людей, попавших на фронт. Сагин Кенжебаевич прошел ее с самого начала до полной победы. Его боевой путь пролегал через многие города Советского Союза. Он освобождал города Бобруйск, Минск, Барановичи, Слонин, Брест. Он также принимал участие в освобождении городов Польши. Перед стенами Берлина он получил третье ранение, но вновь встал в ряды тех, кто добивал остатки гитлеровцев. Но теперь уже опытного фронтовика назначили командиром орудия в 286-ом гвардейском дивизионе «катюш». Расчёт «катюши», где командиром был С.Кенжебаев, принимал участие в конечном разгроме гитлеровских войск в Берлине», - писал Б.Джумаев.
Родные говорят, что Сагин Кенжебаевич, как и большинство фронтовиков, не любил вспоминать о войне в семье, разве что в кругу близких друзей, да и то по особым случаям. Война – это другая, жестокая, кровавая, нечеловеческая жизнь, в которой убивали его и его сослуживцев. В свою очередь они были вынуждены убивать врага, защищая Родину.
В 1946 году Сагин Кенжебаевич вернулся к мирному труду. Его в этом году назначают председателем колхоза «Красный путиловец», и проработал на этой должности бессменно около полувека. Здесь стоит сделать небольшой экскурс в историю названия самого колхоза. Со дня основания в 1929 году он именовался «Красным путиловцем», спустя год он был переименован в «Гигант», в 1931 году ему возвращают старое название.
Сагин Кенжебаевич, взявшись за эту ношу, наверное, и сам не предполагал, какую огромную работу ему предстоит сделать. В 1957 году колхозу присваивается название «Красный Октябрь». С этого времени он укрупняется. Ему передается часть земли колхоза Джамбул с населенными пунктами Красная школа, Джамбул. Колхоз, начиная посевные площади полей с 300 га, при С.Кенжебаеве довел их до 25000 га. Общая площадь колхозных земель составляла 48000 га. Всего в хозяйстве было 5 крупных комплексных бригад. Объединив четыре маломощных хозяйств и распахав в период целинной эпопеи дополнительные земли, колхоз приобрел мощный потенциал.
Из года в год он наращивал производство и реализацию сельхозпродукций. Средняя урожайность в годы расцвета в 70-80-х годах прошлого столетия превышала 17 ц. с га. Надои молока от фуражной коровы превысили двухтысячный рубеж. Колхоз славился доярками Акзипой Утаровой, Рахилей Жумагалиевой, Шамшией Жумагазиевой, Аккенже Урынгалиевой, телятницами – Анной Фединой, Надеждой Продивляной, Валентиной Шрамко, трактористами - Валерием Тищенко, Толегеном Бусурмановым и многими другими.
По воспоминаниям бывшего секретаря райкома комсомола, а затем председателя профкома колхоза «Красный Октябрь» Хамидуллы Уьаралиева, Сагин Кенжебаевич отличался человечностью и самоотверженностью в труде.
- Наш председатель был весьма интересным, редкой души человеком. Его постоянное рабочее настроение – улыбающийся, общительный, энергичный. Стоит поговорить с ним хотя бы несколько минут - заряда бодрости хватало на весь день. Он знал каждого члена огромного хозяйства по имени, отчеству. Никогда не считался с личным временем, с раннего утра до позднего вечера находился там, где был нужнее всего. Сагин Кенжебаевич всегда поддерживал и ценил добросовестных работников, находил теплые слова в адрес передовиков производства, радовался их успехам. Был нетерпим к бездельникам и нерадивым. Был всецело предан делу, трудился старательно, на совесть. Глубоко уважал своих сельчан, любил землю. Люди верили в него и, в свою очередь, отвечали ему тем же. Под его руководством хозяйство развивалось стабильно и добивалось высоких показателей по всем отраслям, - с восхищением вспоминал о С.Кенжебаеве Хамидулла Канатбаевич.
При Сагине Кенжибаевиче широко развернулось строительство и реконструкция животноводческих помещений в крупном, многопрофильном хозяйстве. Надо отметить, что он думал не только о производственных показателях, но и том, чтобы колхозники жили не хуже, чем горожане. При нем жители села получили электроэнергию, появились радиоточки, был построен огромный комфортабельный Дом культуры (к сожалению, в известные годы развала Союза сохранить его не удалось в райцентре), детские сады, школы, медпункты, жилые дома, машинно-тракторные мастерские, автогараж, котельные, административные здания. Словом, все передовое, что появилось в стране, Сагин Кенжебаев старался внедрить у себя в колхозе.
А вот как вспоминает о нем Мусагалий Тулегенов, работавший в то время руководителем колхозно-совхозного производства района:
- Сагин Кенжебаевич, по сути, был уникальным человеком, талантливым руководителем, прекрасным организатором производства. Он все время стремился к знаниям. Будучи обременённый семьей, руководящей работой, он поступил в сельхозинститут, чтобы получить теоретические знания. Вместе с ним в то время в районе была замечательная когорта таких руководителей, как Григорий Дедов – директор совхоза «Чаганский», Сергей Курлапов, тоже фронтовик - председатель колхоза имени Калинина, Борис Одинцов – председатель колхоза имени Чапаева, Тагир Акжигитов – директор спецхозобъединения имени 18 партсъездаи др. Все они во главе с первым секретарем райкома партии Александром Поповым успешно решали производственные вопросы района. Для всех нас в то время Сагин Кенжебаевич был Учителем с большой буквы, наставником. Наши ветераны – люди патриотичные и преданные своей Родине, передали эти чувства нам, послевоенному поколению. Они учили нас двигаться вперед и осваивать новые знания, навыки. А мы в свою очередь также старались работать с молодыми кадрами, прививая им уважение к труду и человеку труда. Разумеется, не следует сравнивать свою жизнь, с жизнью других людей. А вот равняться на хороших людей надо.
Сагин Кенжебаевич счастливо прожил в браке со своей супругой Шарбану апай, которая во всем была ему поддержкой и опорой. Он был отцом большой семьи. Все его дети в жизни стали успешными людьми, получили достойное образование.
Мои собеседники Хамидулла Утаралиев, Мусагалий Тулегенов выразили сожаление, что в райцентре ни одна из улиц не носит имя заслуженного фронтовика, самого долгого на посту руководителя колхоза - Сагина Кенжебаева. Надеются, что допущенную несправедливость исправит новое поколение теректинцев в память о человеке, так много сделавшего в свое время для людей и для всего района.
Нурзия Сисенбаева,
Теректинский район,
zhaikpress.kz