30.05.2023, 11:45
Просмотры: 73

Что с бюджетом и озеленением?

Свыше 7 млрд тенге оказались неосвоенными в прошлом году в бюджете области. Общий план был выполнен лишь на 98%. Почему? В этом на очередном заседании разбирались члены областного общественного совета, предложившие также четко определиться, прежде всего, с терминологией в сфере содержания и охраны зеленых насаждений ЗКО, а уже потом утверждать какие-либо правила.  

общественный совет - фото телеканал aqjaiyq

На повестке заседания у общественников значились два вопроса: об исполнении бюджета области за прошлый год и утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений в ЗКО.

– План поступлений прошлогоднего бюджета области был утвержден в сумме 327,3 млрд тенге, потом увеличился на 55,4 млрд и составил почти 382, 8 млрд. Было потрачено 375,4 млрд тенге, что в полтора раза больше, чем в предыдущие годы. За счет регионального бюджета было реализовано 226 бюджетных программ. В частности, на агросектор было выделено 30,8 млрд тенге. Эти средства предназначались на закуп скота, техники и оборудования, а также на стабилизацию цен социально значимых продовольственных товаров. 36,5 млрд освоены на ремонт дорог. В нашей области было отремонтировано 397 км дорожного полотна. 28,6 млрд тенге направили в сферу ЖКХ и строительства, свыше 2-х млрд – в предпринимательский сектор, 9,4 млрд – на оборону и охрану закона и порядка. Почти половина бюджета ЗКО пришлась на социальную сферу. Причем, на развитие сферы образования в прошлом году было направлено 146,4 млрд тенге, здравоохранения – 5,6 млрд, соцобеспечения – 14,2, культуры, спорта, туризма и информации – 9,6 млрд тенге, – отметил, выступая перед общественниками заместитель акима области Тлепберген Каюпов.

Освоить нельзя
перераспределить

При этом областной бюджет был освоен не полностью. Свыше 7 млрд тенге вернулись в республиканскую казну, хотя потом в регион на основании постановления Правительства направили свыше 180 млн тенге.

Представители Общественного совета ЗКО поинтересовались, почему неосвоенные средства не потратили на ремонт электросетей, износ которых составляет чуть ли не 90%. Чтобы решить эту проблему, в ЗКО даже вновь заговорили о повышении тарифа на электроэнергию.

– Неужели нельзя было задействовать неосвоенные средства на эти нужды? – спросили общественники.

Как ответил заместитель акима ЗКО, бюджетные средства не могут быть использованы на другие направления, кроме запланированных. По его словам, на обновление электросетей в ЗКО из республиканского бюджета в форме кредита будет выделено 20 млрд тенге в соответствии с Комплексным планом социально-экономического развития до 2026 года. В этом году для этого будут проведены подготовительные работы.

– Наша задача – снизить износ электросетей до 60%. Поэтому деньги в первую очередь будут направлены на проекты, которые можно будет реализовать в кратчайшие сроки, – подчеркнул Т. Каюпов.

Что касается налоговых поступлений в бюджет, то при запланированных 97 с лишним млрд они составили почти 98,7 млрд тенге, а это 101,7% к годовому плану. Кредиторская задолженность в бюджете ЗКО достигла 2,4 млрд тенге, дебиторская – 3,6 млрд. Наиболее крупная сумма кредиторской задолженности сложились по управлению образования области – 2,1 млрд тенге (задолженность текущего года в связи с недостаточностью средств по плану финансирования). Дебиторская – по управлению энергетики и жилищно-коммунального хозяйства – 1,2 млрд тенге (задолженность текущего года и прошлых лет), управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог – 1,1 млрд тенге (авансовые платежи текущего года по переходящим многолетним договорам) и управлению сельского хозяйства ЗКО – свыше 5 млрд тенге (авансовые платежи по договорам). Исполнение по трансфертам из республиканского бюджета было стопроцентным. Из республиканского бюджета было предусмотрено и получено 131,8 млрд тенге, субвенций – 75,9 млрд. В облбюджет был также произведен возврат целевых трансфертов из нижестоящих бюджетов в размере около 44 млрд тенге и погашение бюджетных кредитов – в сумме 15,5 млрд. Сумма займов местного исполнительного органа в 2022 году составила 9,8 млрд тенге.

Гражданский активист Алтынай Искалиева, обратившись к представителям Общественного совета ЗКО и госорганов, попросила при распределении бюджета в будущем обратить внимание на детскую художественную школу им. С. Гумарова, здание которой изнутри нуждается в ремонте.

– Недавно я побывала там. Это историческое красивейшее здание, где ранее находилась СОШ №38, но оно очень старинное, внутри там все обветшало, даже полы сильно скрипят. Сложилось такое впечатление, что я зашла не в худшколу, где детям прививают любовь к искусству, а в какой-то склад, – заметила выступающая.

Сначала термины,
потом правила

Заместитель руководителя управления энергетики и ЖКХ ЗКО Канат Умралиев оповестил участников заседания о том, что в связи с приказом министра экологии и природных ресурсов РК этого года требуется утверждение принципов создания, содержания и охраны зеленых насаждений населенных пунктов в нашей области. В настоящее время ведется работа по принятию данного решения облмаслихатом. Данные правила представляют собой методы организации и проведения таких работ. В них изложены общие положения и прописаны меры по содержанию и охране зеленых насаждений, а также порядок обрезки, посадки и пересадки деревьев, ведение их учета, есть также план работы уполномоченного органа по озеленению территорий ЗКО.

Представитель Совета Данильбек Саратов посоветовал внимательнее следить за ростом деревьев, ухаживать и поливать их после высадки, иначе в Уральске, по его словам, есть места, где саженцы засыхают.

– Мы не можем бездушно относиться к природе. К примеру, по направлению от 4-го в сторону 6-го микрорайонов растут березки, высаженные два года назад. Их саженцы недешевые, я узнавал, при определенной высоте они оцениваются в 12-16 тыс. тенге. Так ведь тот, кто их посадил, должен следить сейчас за ними! – сказал общественник.

Заместитель акима Уральска Жандос Дуйсенгалиев сообщил, что в последние годы в областном центре, действительно, возникали проблемы с подрядчиком, который отвечал за полив и содержание зеленых насаждений. Однако с этого года был заключен договор на 350 млн тенге, которые предназначаются на работы по содержанию зеленых насаждений, включая и полив высаженных деревьев.

– Ежегодно весной и осенью высаживается около 10-15 тыс. деревьев, причем, 80% из них – за счет спонсоров, в числе которых различные бизнес-объекты, филиалы банков, которые активно принимают участие в подобных акциях по высадке саженцев. К сожалению, потом содержать высаженные деревья они не берутся, хотя мы их предупреждаем, что в бюджете не предусмотрен полив и содержание таких саженцев. С учетом этой ситуации в этом году и был предусмотрен подрядчик ТОО «Жайык таза кала». Нынешней весной в Уральске было высажено 3000 деревьев, и все они сейчас поливаются. Мы контролируем данный процесс.

В свою очередь Дархан Сариев – председатель эколого-географического общества Уральска, заместитель председателя Экосовета при областном филиале партии «Аmanat» предложил поработать над терминологией в разработке принципов содержания и охраны зеленых насаждений, а также создать депутатскую комиссию по экологии и туризму при маслихате ЗКО, куда можно было бы привлечь экспертов-биологов.

– Мы должны четко понимать суть данной работы, видеть общую картину. Ведь речь идет об экологии, от состояния которой зависит и здоровье населения. В Уральске городской парк культуры и отдыха и еще, наверное, Ханская роща – это единственная рекреационная зона, где жители могли бы укреплять свое здоровье на природе. Парк им. Кирова был создан еще в XIX веке нашими предками. Однако он и роща все время теряют свои земли, там постоянно вырисовываются частные интересы. В областном центре в результате точечной застройки наносится ущерб зеленой зоне. Идет нещадная вырубка деревьев, и никто это остановить не может. Но нужно что-то делать. Данная проблема поднимается нами постоянно. И начинать нужно с утверждения четкой терминологии в этой сфере. Нужно дать определения понятиям древесно-кустарниковой растительности, зеленых насаждений, зеленого фонда и экологического каркаса, ввести понятия категорийности. Все это нужно разрабатывать. То есть представители ЖКХ должны четко понимать, для чего нам нужен зеленый фонд, который отвечает за сохранение экобаланса, температурного режима и влажности, включает в себя и декоративно-эстетическую функцию. Эти простые понятия мы все расписали, чтобы у наших госслужащих было понимание того, что зеленые насаждения в черте города – это, прежде всего, санитарно-защитная зона, отвечающая за шумопоглощение. И такие места нельзя просто так отдавать под коммерческую застройку. Для этого все цели содержания, ухода, защиты, учета, оценки и компенсации и должны быть определены в типовых правилах для охраны зеленых насаждений. Тогда можно будет и вести финансирование и системно работать. А пока в документах нет четких разработок. И если мы хотим серьезно разобраться со всем этим, необходимо при маслихате ЗКО создать экокомиссию с привлечением специалистов-биологов, общественников, которые помогут четко сформулировать основные задачи озеленения.

Галина Каренских,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале