За два месяца действующих правил объем маркированной обуви в Казахстане вырос в дважды: если в марте 2023 года объем маркированной обуви составлял 6 145 348 единиц согласно количеству зарегистрированных кодов маркировки в ИС МПТ, то в апреле и мае текущего года в системе регистрируется более 15 миллионов кодов обуви каждый месяц, что демонстрирует высокую активность бизнеса в работе с системой прослеживаемости и реализацию главной функции системы – борьбу с теневой экономикой.
Ключевая особенность цифровой маркировки и прослеживаемости – способность сделать максимально прозрачной цепочку поставки и реализации товаров, тем самым пресекая теневой ввоз и оборот обувных товаров в стране. По официальным данным, статистика теневой экономики в этой отрасли составляет 48%, то есть каждая вторая пара обуви ввозится в страну нелегально.
Наибольшую заинтересованность в соблюдении правил цифровой маркировки и прослеживаемости обувных товаров выражают отечественные производители. По словам предпринимателей, система не дает возможности ввести в страну товар нелегально и помогает выявить импортеров, с которыми невозможно конкурировать из-за заниженных цен в связи с теневыми оборотами.
«Все необходимые процессы маркировки на производствах выстроены, тут ничего сложного нет и проблем с вводом маркировки не возникало. Мы были готовы к запрету продажи немаркированной обуви, так как понимаем, что маркировка нужна и мы поддерживаем прозрачность и здоровую конкуренцию на рынке. Удорожание товаров было, но незначительное, введение маркировки кардинально на стоимость товара не повлияло», — поделилась Председатель Правления Союза юридических лиц и индивидуальных предпринимателей «Национальное объединение предприятий легкой промышленности «QazTextileIndustry» Гулмира Уахитова.
По данным предпринимателей, в том числе импортеров, затраты на маркировку составили в среднем 350 тенге или около 1% на одну пару обуви. Производители обуви включают затраты на маркировку, уменьшая свою маржинальность на 2–4%, но приобретая при этом конкурентное преимущество добросовестного ведения бизнеса.
«ТОО ТаразКожОбувь участвовало в пилотном проекте цифровой маркировки обуви, поэтому у нас все процессы выстроены, и мы были готовы к запрету продажи немаркированной обуви. Что касается затрат на маркировку: мы разово закупили принтер и коды Data Matrix, на себестоимость обуви данные расходы в значительной степени не влияют. Также мы положительно относимся к введению штрафов за продажу немаркированной обуви. Правила и условия ведения бизнеса должны быть для всех равны» — рассказал генеральный директор ТОО «ТаразКожОбувь» Еркин Абдыбаев.
В результате введения цифровой маркировки и прослеживаемости, официальный импорт обуви увеличился на 13 млн. пар (30 %) (с 37,2 млн. пар до 53,1 млн. пар). До введения маркировки за период 2018–2020 гг. показатель импорта обуви варьировался в диапазоне 35–39 млн. пар. Кроме того, налоговые поступления от обувных предпринимателей, зарегистрированных в системе маркировки и прослеживаемости товаров по итогам 2021 года выросли на 55% по сравнению с 2020 годом, а по итогам 11 месяцев 2022 года налоговые поступления выросли в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Напомним, в Казахстане система маркировки и прослеживаемости распространяется на три товарные группы: табак (код маркировки заменил функцию акцизной марки с 1 января 2022 года), обувные товары (с 1 ноября 2021 года) и с 1 июля 2022 года – поэтапное введение маркировки и прослеживаемости лекарственных средств. Товарные группы, подлежащие обязательной маркировке, выбираются по основным критериям:
1) высокий уровень теневой экономики;
2) высокая угроза здоровью населения.
Правила маркировки и прослеживаемости товаров были внедрены в Казахстане в рамках соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС, а также Закона РК «О регулировании торговой деятельности», которые начали действовать весной 2019 года.