Дорожно-строительный сезон в самом разгаре, и это время дорожники должны использовать максимально. На более чем 150 участках республиканской сети автодорог, охваченных строительно-монтажными работами, каждый день укладывают порядка 20 тысяч тонн асфальта. Председатель Правления АО «НК «КазАвтоЖол» Мейрхат Касымбаев в рамках своей рабочей поездки в наш регион проинспектировал ход работ на трассах, где продолжается капитальный ремонт автодорог Казталовка – Жанибек – гр. РФ и Унеге – Бисен – Сайхин общей протяженностью 245 километров.
Главная цель на текущий строительный сезон – обеспечить проезд по всей протяженности этих двух дорог. Для ее реализации с конца прошлого года началась беспрерывная заготовка инертных материалов: щебня, битума, железобетонных изделий, песчано-гравийной смеси, цемента и других. Также максимально был решен вопрос с полным финансированием строительных компаний-подрядчиков. На все участки мобилизовано необходимое количество людей и техники – это 800 специалистов и 500 единиц спецтехники. В настоящее время на строительных участках работают 4 асфальтобетонных завода и 3 грунтосмесительные установки. В целом, можно отметить положительную динамику объемов дорожно-строительных работ.
Строительство дорог – большой производственный процесс, который требует постоянного контроля и регулярных выездов на участки. Отметим, что на сегодняшний день на 90% завершено строительство мостов и скотопрогонов, проезд транспорта обеспечен на 150 километрах трасс. По заявлению нацкомпании, по сравнению с 2021 годом динамика строительства дорог в регионе значительно улучшилась.
– Как вы знаете, капитальный ремонт на трассах области начался еще в 2019 году, но по ряду причин работы были крайне замедлены. В первую очередь, это связано с доставкой строительных материалов. В регионе нет производства щебня, его завозят из соседней Актюбинской области. Благодаря переговорам с АО «Қазақстан Темір Жолы», «ҚазТемірТранс», завоз щебня был организован в этом году и в зимний период, что дало возможность запастись строительными материалами к началу дорожного сезона на 40%. Подвоз материалов продолжается. Также остро стоит вопрос с дефицитом и удорожанием битума, который является одним из основных материалов, используемых в дорожном строительстве. Битум в Казахстане производят всего три завода – в Павлодаре, Актау и Шымкенте. Многие дорожные проекты рассчитаны не на один сезон, а цены повышаются, и не раз, даже в течение лета, – отметил Мейрхат Касымбаев.
К примеру, в проекте указана цена за тонну битума 80-90 тысяч тенге, а трейдеры продают его уже по 200-220 тысяч тенге, с доставкой доходит до 300 тысяч тенге. Также влияет и удорожание ГСМ, особенно дизтоплива, что создает риск для своевременной реализации проектов в дорожной отрасли. По оценкам экспертов, цены на дизельное топливо в стране подскочили на 40% за год. Почти вся техника, задействованная в строительстве автодорог, работает на дизтопливе, и его удорожание тоже влияет на стоимость работ.
– Несмотря на сложности, нам удалось максимально активизировать работу по капремонту автотрасс. Если за 2019-2021 годы было уложено 55 километров нового асфальта, то за прошлый год построили почти 80 километров дорог. К началу сезона необходимо было 715 тысяч тонн щебня для завершения работ, с декабря прошлого года и за весь зимний период этого года заготовили 313 тысяч тонн, благодаря чему в этом году за один месяц с начала сезона проложили уже 25 километров новой дороги. Это результат подготовительной работы, организованной с начала года. Общая стоимость проекта составляет 80 миллиардов тенге, на дорожно-строительные работы в 2023 году выделено порядка 30 миллиардов тенге. В этом году планируем завершить капитальный ремонт трасс Казталовка – Жанибек – гр. РФ и Унеге – Бисен – Сайхин и открыть дорогу, – сказал Мейрхат Касымбаев.
Руководитель участка компании «Uniserv» Максутбек Салимгожинов отметил, что до конца июня при благоприятных погодных условиях они завершат строительство дороги до границы участка 4-53 км трассы, на котором ведутся ремонтные работы.
– Сейчас мы укладываем нижний слой покрытия дороги из крупнозернистого асфальтобетона толщиной 8 см. До этого закончили укладку верхнего слоя основания дороги из щебеночно-песчаной смеси, укрепленной цементом. Затем укладывается финишный слой из мелкозернистого асфальта высотой 4 см. До границы участка осталось порядка 4 км, далее 53-95 км трассы – это тоже наш участок. Планируем до конца дорожного сезона закончить все ремонтные работы. Зимой мы проводили заготовительные работы, сейчас привлекли к строительству более 30% местных жителей. На данном участке работают 110 человек, задействовано 70 единиц техники. В этом году выделено 19 миллиардов тенге на завершение всех работ, – пояснил М. Салимгожинов.
Проекция на дороге
Также на республиканских трассах с интенсивным трафиком специалисты «Каз-АвтоЖола» устанавливают светящиеся «зебры». Это, так называемые, инновационные пешеходные переходы, которые обустраивают для обеспечения безопасности всех участников дорожного движения. Светящиеся «зебры» устанавливаются в тех местах, где зафиксирован достаточно высокий поток пеших пользователей: около населенных пунктов, учебных заведений, пунктов медицинской помощи и других.
Световая разметка не заменяет существующую, а дублирует ее при помощи специальных гобо-проекторов в темное время суток. Проекция позволяет концентрировать внимание водителей и вовремя заметить переходящих дорогу людей. Данную технологию видно за 100-150 метров. Кроме того, проекционные «зебры» хорошо видны и заметны в непогоду. При плохих погодных условиях автомобилисты и пешеходы смогут увидеть на дороге четкое отображение бело-желтой пешеходной разметки.
Как проинформировала пресс-служба АО «НК «КазАвтоЖол», на сегодняшний день на автодорогах республиканского значения девяти регионов страны функционируют порядка 30 инновационных пешеходных переходов. Восемь таких переходов планируется установить на территории Западно-Казахстанской области – четыре на участках республиканской трассы Самара – Шымкент, два перехода установят на трассе Атырау – Уральск и два – на трассе Уральск – Таскала.
Осторожно:
домашние животные!
На участках республиканских автотрасс, где зафиксировано наибольшее количество ДТП с участием животных, дорожники устанавливают муляжи лошадей и коров.
– Для того, чтобы муляжи были заметны в ночное время суток и в непогоду на них наклеивают светоотражающие элементы. Макеты в натуральную величину способствуют соблюдению скоростного режима и направлены на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения. Муляжи животных ранее были установлены на республиканских дорогах Акмолинской, Алматинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Мангистауской областей. Совсем недавно их разместили на трассах Костанайской и Павлодарской областей, – прокомментировала представитель пресс-службы АО «НК «КазАвтоЖол» Ляззат Стамгазиева.
Активными темпами идет строительство и реконструкция автодорог по всему Казахстану. Ремонтом охвачено 4 тысячи километров республиканских трасс. Всего планируется ввести в эксплуатацию 290 километров и обеспечить проезд на протяжении 536 километров.
Жанна Балыкова