Казахстан ратифицировал в 1998 году Конвенцию против пыток и стремится к искоренению этого явления.
Выполнение положений Конвенции является принципиально важным ориентиром на пути дальнейшего развития институтов правовой защиты в Казахстане.
В своей программе «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и на всегда» Президент страны особо подчеркнул защиту прав граждан. Акцентировал внимание на принятие мер по предотвращению пыток и иных недозволенных методов расследования, унижающих человеческое достоинство и наносящее ущерб здоровью граждан.
В целях реализации курса, обозначенного Президентом, принят комплекс мер в уголовно-правовой сфере, направленный на обеспечение «нулевой терпимости» к пыткам.
С 1 января т.г. исключительная подследственность по делам о пытках закреплена за органами прокуратуры.
Из Конституции страны было исключено понятие «смертная казнь».
В статью 146 Уголовного кодекса внесено дополнение, предусматривающее ответственность за жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение.
В перечень субъектов пыток и жестоких обращений добавлен новый субъект - это «лицо, выступающее в официальном качестве».
Ужесточено наказание за совершение пыток с увеличением максимального срока до 12 лет лишения свободы.
Сейчас в отношении осужденных за пытки не может быть применено условное осуждение. На этих лиц не распространяются амнистия и сроки давности. Их примирение с потерпевшим также не освобождает от уголовной ответственности.
Обеспечивается право пострадавшего от пыток на получение юридической помощи и доступ к социальным, медицинским и психологическим услугам.
Для этого, во всех регионах страны функционируют кризисные центры.
Действует Фонд компенсации потерпевшим. Компенсации выплачиваются, в том числе потерпевшим, признанным по делам о пытках, торговле людьми и другим видам.
Во исполнение поручения Президента по сплошному видеонаблюдению в правоохранительных органах и пенитенциарных учреждениях выявлено 6 159 слепых зон и 937 неисправных камер видеонаблюдении.
Кроме того, приказом Министра внутренних дел закреплена персональная ответственность руководителей за необоснованный привод, доставление и задержание граждан, а также допущение пыток и иного жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения.