4.07.2023, 13:00
Просмотры: 55

«Наш спектакль, как многослойный пирог»

О том, какие творческие горизонты открывает международная театральная лаборатория, поделился Руслан Джумахметов.

театр - Джумахметов

– Руслан, Вы уже третий раз участвуете в лаборатории режиссеров стран СНГ. Какой спектакль был поставлен на этот раз, в чем его уникальность?

– Да, изначально я принимал участие в режиссерских лабораториях в 2021 и 2022 годах. В лаборатории художественного руководителя Владимира Панкова участвую в третий раз. Поставленный нами спектакль и является ее результатом в рамках XVI Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова, который проходил с 12 по 21 июня. За это время молодые режиссеры и актеры из стран СНГ стали единой многонациональной семьей. Мы поставили необычный спектакль по методу саундрамы В. Панкова  по рассказам А. Чехова «Спать хочется», «Зеркало», «Человек в футляре», «Черный монах» и «Скрипка Ротшильда». Еще до приезда в Москву будущих участников поделили на команды, каждая из которых работала над одним Чеховским рассказом. Я был режиссером своей, мы ставили «Человек в футляре». С утра у нас были занятия по пластике, ритмике, музыкальному экскурсу, а также режиссуре и актерскому мастерству. В. Панков лично проводил с нами мастер-классы. В течение четырех дней мы репетировали, а потом показали педагогам во главе с В. Панковым свои эскизные работы, из которых они выбирали лучшие эпизоды и включили их в один общий большой лабораторный спектакль. Уникальность его в том, что он мультикультурный, сотканный из режиссерских работ разных стран, со своими традициями и ментальностью и даже звучащий на разных языках.

– А что это за такой современный жанр, который был применен на этот раз в ходе совместной работы в лаборатории?

– Саундрама, основателем которого является Владимир Панков – это синтез музыки, слова, драматургии и танца. Там не поют, но спектакль строится по музыкальной структуре. Есть определенный ритм, он задан как ритмический рисунок, спектакль полностью подчинен музыкальным законам. В нем много живой музыки, а также как настоящих музыкальных инструментов, так и подручных. То есть музыка может возникнуть буквально из всего: ложек, тарелок, стульев, хлопков, даже сердцебиение – тоже ритм. При этом всегда присутствует усиление микрофонами. Даже если небольшое помещение, звук всегда усилен. Он дает еще больший объем, глубину, широту спектаклю.

– Участие в режиссерских лабораториях для Вас – это творческий поиск, опыт, что-то еще?

– Это невероятный опыт. Данная площадка стала отличной возможностью выступать единым творческим ансамблем, сохраняя культурную связь, интересы и уважение к представителям разных стран. Очень нравится стиль работы В. Панкова, его эстетика, методика. Конечно, она очень сложная, но настолько захватывает, что в нее хочется погружаться снова и снова, каждый раз открывая что-то новое, расширяя сознание. Иными словами, лаборатория – это поиск пути, не конечный результат.

– Какие-то театральные новинки, взятые у коллег в ходе работы лаборатории, планируете использовать в своей режиссерской деятельности в Уральске?

– Да, В. Панков показывал нам, как можно выстраивать спектакль, какие способы построения структуры спектакля могут быть использованы. Таким образом, молодые режиссеры ищут свои направления, вырабатывают свой язык сценической выразительности. Если до этого в ходе молодежного форума в Ташкенте мы выпустили совместный спектакль, построенный по линейному, горизонтальному принципу – как идет содержание в книге, на этот раз был применен вертикальный  метод, когда сценические слои нанизываются один на другой. Пять разных рассказов А. Чехова объединили в одном спектакле. Получилось так, что на сцене действие одного выходит из другого или одновременно сразу два рассказа существуют на сцене. То есть получилось такое сложное сочинение, которое будет интересно, прежде всего, искушенному, понимающему, думающему зрителю. Такие спектакли больше подходят для театральной публики, фестивалей. Они словно многослойный пирог с большой плотностью. За час очень много чего происходит на сцене. Одновременно может идти действие на трех-четырех сценических островках либо на всей сцене. И это сложно для восприятия. Так что мы получили уроки режиссуры по вертикальному построению спектакля. Это можно применять в работе, но аккуратно, чуть-чуть  играя жанрами, пространством.

– А если на базе нашего драмтеатра им. А.Н. Островского тоже открыть лабораторию, но уже для казахстанских режиссеров. Не посещала такая идея?

– Это очень сложное и затратное дело… До этого лаборатория Чеховского фестиваля проходила каждый год в Москве, но теперь ее планируют проводить и в других городах и странах. Однако для Уральска это будет сложно в финансовом плане, потребуются немалые спонсорские вложения. Кроме того, ранее состоялся молодежный форум в Узбекистане, а следующей весной его планируют провести в Казахстане, возможно –  в Алматы. Хотя в виде эксперимента мне было бы интересно когда-нибудь попробовать применить полученный опыт и в нашем городе поставить эскизный спектакль, который потом, возможно, войдет в репертуар драмтеатра им. А.Н.Островского. Если худсовет утвердит набросок, буду работать над этим… Международная театральная лаборатория – великое дело. Всех нас – представителей разных национальностей и стран объединяет искусство. Именно оно помогает быть лучше, чище, искреннее и ближе друг другу.

Галина Каренских,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале