Каждый работающий западноказахстанец интересуется, какую старость он себе сможет обеспечить. Работники ЗКОФ АО «ЕНПФ» ежедневно готовы предоставить информацию вкладчикам о сумме пенсионных накоплений, помочь рассчитать приблизительный размер будущей пенсии, а также проинформировать о том, при каких условиях можно снять свои пенсионные накопления и многое другое. На днях мы побывали в областном филиале на ул. Мухита, 78, и, понаблюдав за работой специалистов, узнали, как проходит их рабочий день.
Директор областного филиала ЕНПФ Кайрат Ихсанов рассказал, что головной офис ЗКОФ находится в Уральске (работает с 9.00 до 18.00 без перерыва на обед с понедельника по пятницу). Его представительства действуют в Аксае и во всех отдаленных районах ЗКО, включая Сырымский, Каратобинский, Акжаикский, Жангалинский, Жанибекский, Бокейординский, Чингирлауский.
– В штате филиала трудится 50 человек. ЗКОФ ЕНПФ состоит из нескольких отделов, основные из которых – это операционный, где посетителей обслуживают 12 человек, и выездного обслуживания. В этом отделе 6 специалистов, по двое из которых на микроавтобусе в соответствии с графиком ежедневно выезжают на предприятия в Уральске и в отдаленные сельские округа, где для разных категорий вкладчиков проводят информационно-разъяснительную работу, касающуюся пенсионной системы, и оказывают все необходимые услуги. Через наш «Мобильный офис» – это микроавтобус, в котором есть все необходимое оборудование (ноутбук, принтер, спутниковая антенна для обеспечения доступа к интернету в любой точке), можно онлайн подключиться к централизованной базе ЕНПФ. Вся информация по вкладчикам будет доступна, посетителю при этом достаточно взять с собой лишь удостоверение личности. Более того, для получения многих услуг достаточно иметь цифровую (электронную) версию документа, удостоверяющего личность в мобильном приложении еGovMobile. Графики командировок менеджеры составляют на месяц вперед, потом связываются с руководителями предприятий или местными акиматами, назначают встречи на определенный день, – поделился тонкостями работы К.Ихсанов.
Чтобы поближе ознакомиться со спецификой работы вышеперечисленных отделов, каждый из них мы посетили в отдельности. По словам начальника отдела выездного обслуживания Алии Кучербаевой и главного специалиста Шары Калибековой, в день нашего визита «Мобильный офис» в составе двух специалистов для консультирования трудовых коллективов выехал в Спасо-Преображенский приход Уральской епархии и ЗКФ ТОО «КазQazGene», а днями ранее еще двое менеджеров отправились в Жанибекский район, где у них были назначены встречи с жителями трех сельских населенных пунктов.
– Каждый месяц, начиная с апреля, «Мобильный офис», который, по сути, является Центром персонального обслуживания и позволяет вкладчикам на местах получать всю линейку услуг ЕНПФ, охватывает 10 населенных пунктов ЗКО, – отметила руководитель отдела выездного обслуживания. – В рамках проекта «Мобильный офис» за первое полугодие мы побывали в 43 селах и на 500 предприятиях области, где провели 482 презентации о различных новшествах в пенсионной системе для свыше 10860 вкладчиков.
Поясним, что работники помогают установить на телефоны вкладчиков приложение ЕНПФ и объясняют, как им пользоваться, чтобы, не посещая офис филиала, узнать о своих пенсионных накоплениях либо сумме, достаточной для единовременного изъятия на лечение или улучшение жилищных условий. Ежедневно проводятся встречи, в том числе с частными лицами, среди которых бывают пенсионеры и люди с инвалидностью (I и II группы бессрочно) – по заявке они могут обслуживаться и на дому. Кстати, сейчас такие встречи проводятся совместно с Центром занятости населения. Людей с инвалидностью приглашают в поликлинику, где они получают медуслуги, туда приезжают специалисты ЗКОФ ЕНПФ и информируют обо всех нюансах пенсионной системы, в частности, и о тех, когда люди с бессрочной инвалидностью I и II группы могут получать свои накопления на ежемесячной основе, если таковые, конечно, имеются, не дожидаясь наступления пенсионного возраста.
Вкладчикам также наглядно показывают, как можно рассчитать будущую пенсию через «Пенсионный калькулятор», доступ к которому есть у каждого в личном кабинете на сайте или в мобильном приложении ЕНПФ. Чтобы сориентировать человека, на какую пенсию он сможет рассчитывать в будущем, необходимо внести сведения о его трудовом стаже, размере заработной платы, сумме пенсионных накоплений. Этот приблизительный расчет ведется в трех сценариях: оптимистичном, реалистичном и пессимистичном.
Аналогичные услуги оказываются и в операционном отделе, но только уже в самом офисе ЗКОФ ЕНПФ. Здесь вкладчиков по различным вопросам принимают в порядке электронной очереди – номер высвечивается на табло в зале ожиданий. По данным работников, за первые полгода в ходе обслуживания в офисах ими было принято порядка 2000 заявлений на выплаты пенсионных накоплений (в том числе по инвалидности, в связи с выездом за границу, по наследству и на погребение), 140 заявлений на перевод пенсион-
ных накоплений в страховые организации, выдано порядка тысячи справок о наличии ИПС, 9252 человека обратились в офис за выписками со своих индивидуальных пенсионных счетов. Как рассказала начальник Асель Муханбедьярова, в среднем, в день они обслуживают до 100-150 человек. К примеру, только за час специалист операционного отдела приняла при нас трех человек по различным вопросам.
– Зачастую западноказахстанцы обращаются по поводу изъятия единовременных накоплений (какая сумма имеется сверх порога достаточности на лечение и улучшение условий жилья). Интересуются вкладчики инвестиционным доходом, а также возможностями передать накопления частным управляющим. Разъясняем механизм наследования пенсионных накоплений и получения выплат на погребение. С 1 июля текущего года эта выплата составляет 94 МРП (или 324300 тенге в этом году, но не более имеющихся средств). Ее могут получить члены семьи умершего. Оставшиеся накопления наследуется родственниками в порядке, установленном законодательством РК, – рассказали специалисты.
Большая работа сейчас проводится по переходу на электронные услуги, что очень удобно для вкладчиков, которым для этого не нужно посещать офис. Специалисты заметили, что наплыв посетителей в последнее время связан с введением Социального кодекса, который предусматривает ряд новшеств в накопительной пенсионной системе. Важным нововведением является возможность для военнослужащих, сотрудников правоохранительных и гос-
органов, а также фельдъегерской службы, которые вышли на пенсию по выслуге лет, использовать всю сумму своих пенсионных накоплений на улучшение жилищных условий и лечение.
Еще одно новшество – возможность доверить управляющим инвестиционным портфелем до 50% процентов накоплений по обязательным видам взносов и до 100% добровольных сбережений.
Об этих изменениях и о том, как устроена пенсионная система в нашей стране (первый уровень – в виде базовой и солидарной пенсии, финансируемой за счет налоговых поступлений в бюджет, второй включает в себя обязательные 10% взносы работников и профессиональные пенсионные взносы работодателей в размере 5% от доходов работников, занятых в опасных условиях труда, третий состоит из индивидуальных и корпоративных добровольных пенсионных взносов), специалисты ЗКОФ ЕНПФ активно информируют своих вкладчиков и во время Дней открытых дверей, которые проводятся в конце каждого квартала.
А еще есть контакт-центр 1418, обратная связь с вкладчиками и получателями на сайте enpf.kz, официальные страницы ЕНПФ во всех социальных сетях. Одним словом, специалисты ЕНПФ ответят на любой вопрос о накопительной пенсионной системе любым удобным клиентам способом.
Галина Каренских,
zhaikpress.kz