Фото: Caravan.kz
Одни считают, что закон РК «О дактилоскопической и геномной регистрации» – это нарушение прав человека и вторжение в его частную жизнь. Другие - что их «пальчиками» могут воспользоваться некие третьи лица, поскольку утечки личных данных случались в стране уже несколько раз. Третьи полагают, что это недешевая процедура, и платить за нее придется из своего кармана – даже называют какие-то сумасшедшие суммы в сотни долларов.
Все гораздо проще и не так страшно
Во-первых, процесс снятия отпечатков – бесплатный. В этом году проект прошел испытание в пилотном режиме в Астане – под прицелом МВД и министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности.
Во-вторых, как следует из ответа министерства внутренних дел РК на запрос нашей редакции, отпечатки пальцев будут брать в Центрах обслуживания населения с помощью специальных сканеров. «В исключительных случаях, - сказано там же, - когда применение сканера невозможно, например, в силу состояния здоровья человека (деформированные суставы), предусмотрено применение традиционного краскового метода».
Важно: Дети в возрасте от 12 до 16 лет подлежат дактилоскопической регистрации на добровольной основе. Очевидно, в присутствии родителей.
В-третьих, автоматизированный терминал самообслуживания оснащен биометрической системой и функцией фотографирования. С его помощью человек может самостоятельно подать заявку на получение удостоверения личности или паспорта. А это сокращает время оформления документов. Иными словами, посетителю уже не надо потеть в очередях к сотрудникам ЦОНов.
В-четвертых, получить новое удостоверение личности или паспорт при снятии «пальчиков» можно как обычно – в течение двух недель. Хотите в срочном порядке? За ускоренное оформление документа – обычная доплата по таксе.
Как нам сообщили из МВД, «для получения документов в ускоренном порядке через Государственную корпорацию день оформления заявки и оплаты квитанции за ускоренную услугу не входит в «срок» оказания государственной услуги. Для Астаны, Алматы, Шымкента и Актобе по 1-й категории срочности – до одного рабочего дня. По 2-й категории срочности - до трех рабочих дней. Для областных центров по 1-й категории срочности – до трех рабочих дней. По 2-й категории срочности - до пяти рабочих дней. Для районов и городов областей по 3-й категории срочности – до семи рабочих дней».
В-пятых, как сказано в сообщении МВД, «в настоящее время сложно оценить роль закона в предупреждении преступности. Однако он призван способствовать установлению правовых основ получения, хранения и использования для идентификации личности человека биометрических данных граждан, иностранцев и лиц без гражданства – в целях биометрической верификации и идентификации личности. Закон направлен на реализацию и гарантию защиты прав субъектов регистрации в связи со сбором, обработкой и защитой персональных дактилоскопических и геномных данных».
А кто станет спорить, что в случае дактилоскопии будет проще «обналичить» насильника, грабителя или убийцу по его «следам»?
Закон «О дактилоскопической и геномной регистрации» в Казахстане начали разрабатывать еще в 2015 году. Но тогда не было ни технической базы, ни специалистов, ни ясного понимания, кто будет отвечать за это.
Для «в-шестых» требуется пояснение.
Незаконное документирование обнаруживали не раз за последние 10-15 лет. Фальшивые свидетельства о рождении часто выдавали юным спортсменам (футбол, хоккей, легкая атлетика, единоборства и т.д.), чтобы подогнать под «нужный» возраст на международных соревнованиях. Когда 16-летний соревнуется с 14-летним – это же ложь на официальном уровне! Нам такие скандалы нужны?
Когда близнецы подменяют друг друга при фотографировании на паспорт, пусть в шутку – это только розыгрыш. Но когда дело касается криминала – это уже что-то другое. И такие факты тоже случались.
В странах Европы, когда впервые была озвучена идея введения всеобщего дактилоскопирования, началась буря протестов. Такая же картина повторилась в некоторых странах СНГ, Японии, Южной Корее, Канаде… Долго, в общем, перечислять. А вот бывшие казахстанцы, переехавшие куда попало и с которыми я поддерживаю связь, никак не переживают по поводу того, что у них уже давно взяли отпечатки пальцев.
«Я никого не ограбила, не убила и не изнасиловала. А пальцы «оставила» лет 10-12 назад»…
«Меня могут оштрафовать только за то, что я забыла кулек с мусором на берегу залива. Но на нем нет моих отпечатков – только внучки»…
«Я один раз «зайцем» проехал от Штутгарта до Дрездена. Отпечатки, наверное, остались. Но налоги честно плачу. Просто тогда кошелек в машине забыл»…
Как нам сообщила пресс-служба министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, все данные по «пальчикам» будут храниться в министерстве внутренних дел РК.
Когда материал готовился к публикации, пришло сообщение, что в стране планируют ввести процедуру предоставления биометрических данных абонентов для подключения к услугам сотовой связи.
Документ этот был сочинен еще в начале 2015 года. Там еще сказано, что допускается подписание договора с использованием электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Но тогда «эцепешка» еще была в диковинку.
«Данная норма вводится с целью минимизации преступлений… В настоящее время операторами связи регистрация абонентских устройств сотовой связи производится посредством онлайн-сервисов, которые регистрируют без корректной идентификации абонентов сотовой связи. Данной проблемой пользуются мошенники, которые регистрируют чужие персональные данные на абонентские номера и проводят преступления в финансовом секторе».
В приказе министра по инвестициям и развитию в том еще, 2015-м, году отмечено, что «правоохранительные органы не имеют корректной информации при проведении оперативно-розыскных мероприятий».
Проект приказа будет находиться в публичном обсуждении до 3 августа.