8.08.2023, 12:15
Просмотры: 140

Когда купил, да не то

Недавно одна знакомая стала жертвой интернет-магазина. Женщина поверила странице в соцсетях и решила заказать платье, заплатив за него приличную сумму.  Однако обещанного товара так и не дождалась. С ней перестали выходить на связь, а потом и вовсе заблокировали ее номер. С проблемами набирающей обороты интернет-торговли западноказахстанцы стали сталкиваться гораздо чаще. Только с начала этого года в департамент торговли и защиты прав потребителей ЗКО с аналогичными вопросами обратилось свыше полсотни покупателей. Как им можно помочь?

WhatsApp Image 2023-08-08 at 09.51.34

Такие проблемные:
интернет-торговля и бытовые услуги

– Проблема интернет-торговли сейчас весьма актуальна, после пандемии все мы стали активно пользоваться заказами через интернет-платформы, – сообщила руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей ЗКО Эльмира Киматова, отчитываясь в ходе брифинга о результатах работы данного ведомства на первое полугодие. – Это очень удобно, экономит время. Но есть и обратная сторона медали: стало больше нарушений в сфере реализации товаров путем электронных услуг. Нередко потребители получают не ту вещь, которую выбрали, она бывает ненадлежащего качества либо и вовсе теряют деньги, покупая кота в мешке.

По словам спикера, за шесть месяцев с начала года в ДТЗПП ЗКО поступило больше 50 письменных обращений, касающихся нарушений прав потребителей в сфере электронной торговли, 10 человек по этому поводу пришли на личный прием к специалистам департамента, не считая звонков на телефон горячей линии.

– Каков алгоритм действий потребителя, если он получил товар несоответствующего качества, либо не тот, что был выбран? В соответствии с Законом РК «О защите прав потребителей» советуем покупателям изначально подготовить письменную претензию к продавцу либо услугодателю. Ее можно отнести и отдать субъекту предпринимательства, оправить по электронной почте или через Казпочту. Если предприниматель получит претензию, но не будет принято никаких мер по регулированию данного вопроса либо он предоставит мотивированный письменный отказ, потребитель уже может подавать иск в суд на данного продавца. Попутно покупатель вправе обратиться и в наш департамент, где будет оказана помощь в разрешении ситуации. К исковому заявлению должны быть обязательно приложены копии его претензии, ответа субъекта предпринимательства (если есть) и госоргана. Если субъект предпринимательства входит в орбиту нашей компетенции, департамент может инициировать выдачу предписания и проведение внеплановой проверки. Кроме того, ДТЗПП ЗКО может участвовать в суде в качестве третьего лица.

Как рассказала Эльмира Киматова, немало головной боли сейчас доставляет потребителям и некачественное предоставление бытовых услуг. За первое полугодие было 75 подобных обращений.

– Если мастера вызвали на дом по ремонту какого-либо бытового прибора, но он не смог оказать эту услугу, брать оплату на возмещение расходов за свой проезд он не вправе, – пояснила Эльмира Нуровна.

– Потом, согласно законодательным нормам, потребитель может потребовать информацию об услугодателе. Конечно, если человек занимается, к примеру, ремонтом холодильников, у него должен при себе быть и документ либо сертификат, подтверждающий его образование в данной сфере.

По этой теме спикер привела в пример два судебных процесса, состоявшихся в этом году с участием департамента торговли и защиты прав потребителей ЗКО. Первый случай, когда потребитель обращался с иском в отношении сервисного центра по поводу несоответствующего качества оказанной услуги. Женщина сдала в ремонт холодильник. С нее несколько раз брали оплату за проведение экспертизы, потом посоветовали приобрести запасные части, но техника все равно не заработала. Вновь провели экспертизу за счет потребителя. И так несколько раз покупательница оплачивала процедуру определения состояния бытового товара. Когда терпение лопнуло, она официально уведомила сервис об отказе в услуге и потребовала возврата денег и компенсации морального вреда. Субъект предпринимательства не согласился, женщина обратилась в суд. При наличии объективных доказательств было вынесено решение о возврате денег за проведение экспертизы, за покупку запасных частей, а также в небольшом объеме, но была произведена компенсация морального ущерба.

Второй случай касался услуги по составлению дизайна квартиры. В процессе работы заказчика не устроило качество предоставляемых услуг фирмы. Она тоже известила в письменном виде, что отказывается от них и потребовала возврата денежных средств.  Судом также было вынесено положительное решение, ведь заявитель предоставила все необходимые доказательства насчет несоответствующих качеству услуг.

Кому и чем
поможет госорган?

Как напомнила спикер, с этого года на основании постановления Правительства в единый департамент торговли и защиты прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК по ЗКО были объединены два разных ведомства: по защите прав потребителей и торговли путем их слияния. Таким образом, данный госорган осуществляет в пределах своей компетенции в настоящее время регулятивные, реализационные и контрольные функции в сферах внутренней торговли и защиты прав потребителей. Согласно внесенным изменениям в нормативные правовые акты полномочия по рассмотрению административных дел, возбужденных по фактам правонарушений, совершаемым в сфере торговой деятельности, были переданы от местных исполнительных органов в этот департамент в марте текущего года.

– Всего за первое полугодие к нам поступило 217 письменных обращений и 282 звонка по телефону горячей линии, за получением консультативной помощи обратилось 177 потребителей, 46 – посредством телеграм-бота Комитета по защите прав потребителей, – сообщила Э.Киматова. – В результате было проведено 11 внеплановых проверок субъектов предпринимательства, в семи случаях возбуждено административное производство (двое были оштрафованы, пятеро получили предупреждения). С помощью ДТЗПП ЗКО 24,3 млн тенге были возвращены потребителям за товары, в том числе и некачественные, а также – по замене товара в установленный законодательством 14 дневный срок. По фактам нарушений требований законодательства было проведено четыре внеплановых проверки субъектов предпринимательства, которые по итогам адмпроизводств получили предупреждение. Также на трех продавцов был наложен штраф.

Какие правонарушения в сфере торговой деятельности явились основаниями для привлечения к административной ответственности? Как пояснила спикер, согласно КоАП РК на территории нашей страны запрещена реализация товаров без указания цены в тенге на ярлыке, выставленном на витринах торгового объекта, либо стоимость которых превышает оформленную ярлыком цену, а также указание стоимости не в тенге. Именно такие нарушения, допускаемые субъектами предпринимательства, являются наиболее встречающимися. По факту реализации товара без указания либо несоответствия цены, указанной на витрине, с отраженной на чеке поступает много обращений.

– Помимо этого, предусмотрена также ответственность за превышение торговой надбавки (не более 15% от суммы закупа) на социально значимые продовольственные товары. В связи с этим нашим департаментом на еженедельной основе проводится мониторинг объектов торговли. Если с торговыми сетями, оптовыми компаниями взаимодействие по многим вопросам отработано, то не все субъекты малого бизнеса информированы о нормах законодательства о торговой деятельности. Поэтому госорганом на постоянной основе проводится информирование как субъектов предпринимательства, так и потребителей.

Для вас, дачники!

АО «Социально-предпринимательская корпорация «Aqjaiyq» совместно с департаментом торговли и защиты прав потребителей по ЗКО готовы предоставить возможность владельцам дачных участков реализовывать свои товары по оптовым ценам.

– Данный проект был внедрен в соответствии с поручением главы региона с целью оптимизации реализации продукции всех дачников области и предоставления населению качественной продукции по выгодным ценам. Начиная с сентября, любой житель, выращивающий овощи, может передать нам свою продукцию по рыночной цене без каких-либо сборов. В дальнейшем она будет продаваться через наши социальные киоски по приемлемым ценам. Из овощей принимаются только социально значимые товары: картофель, лук, морковь и капуста, – рассказал председатель Правления СПК «Aqjaiyq» Бакдаулет Ибраимов.

К слову, в настоящее время на крупных торговых рынках Уральска, включая «Ел Ырысы», «Мирлан» и «Алтын Алма», имеются места, предусмотренные для реализации собственной продукции дачников на бесплатной основе.

По возникшим вопросам касательно данного проекта можно обратиться и в офис СПК«Aqjaiyq» по адресу: г.Уральск, ул. Исатай-Махамбета, 84. Телефон: 8 (7112) 97-20-10.

Обратиться в департамент ТЗПП МТИ РК по ЗКО можно лично, посетив офис по адресу: г.Уральск, ул. Сарайшык, 44/2, 3 этаж, либо направить интернет-обращение посредством платформ eOtinish и eGov. Телефоны горячей линии: 25-06-03, 50-00-44.

Галина Каренских,

"Приуралье"

Источник фото: Kapital.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале