16.08.2023, 12:45
Просмотры: 245

Похищение невесты: обычай или преступление

В последнее время участились случаи, когда граждане выступают с требованиями ужесточить наказание за похищение девушек, тем самым квалифицируя данное правонарушение отдельной статьей 125-1 Уголовного кодекса как «Похищение невесты». 

IMG-20230816-WA0022

Источник фото: Tengrinews.kz

Эту идею поддерживают и служители Фемиды. К примеру, главный специалист Представительства Национального центра по правам человека по ЗКО Еркебулан Сисенов на диалоговой площадке в Центре примирения высказал мысль, что в уголовном законодательстве есть статья «Похищение человека», под которую подпадает и кража невест.

- Хотя у нас в ЗКО такие случаи происходят реже, чем в южных регионах страны, но, тем не менее, стоит над этим задуматься. Если черным по белому будет расписана статья 125-1 УК РК «Похищение невесты», то для «невестокрадов» это будет большим предостережением. У похитителей пропадет охота, а девушки будут облагорожены от незаконного лишения свободы. Нескольких показательных случаев достаточно для того, чтобы сократились такие преступления. Просто жалко парней, которые по незнанию законодательства попадают за решетку, получают большой срок,  - сказал Е. Сисенов.

В реальности, немало случаев, когда родственники девушки подают в суд на похитителей и тогда под «групповую» статью вместе с женихом могут попасть и друзья, участвовавшие в похищении.

А теперь обратимся к самой истории «Алып қашу» - кражи невесты. Это древний казахский свадебный обряд, согласно которому юноша крал возлюбленную в том случае, если его или ее родители были против их союза, но это было обоюдным решением молодых. Согласно своду законов «Жеті Жарғы» Тауке хана, наказание за кражу девушек было такое же, как за убийство человека – смертная казнь. Только если потерпевшие были согласны на мирное разрешение ситуации, виновный мог отделаться уплатой полного куна в двести лошадей. Но в XIX веке наступили смутные времена, когда кража невест стала едва ли не единственным выходом из положения для бедняков, у которых не было денег на свадьбу или калым. С приходом советской власти, в 1921 году был принят «Декрет о принуждении женщин к супружеству у киргиз», где в первой статье было прописано: «кто из корыстных или иных каких-либо личных видов принудит женщину выйти замуж вопреки ее воле и согласию, наказывается заключением в дом лишения свободы на срок до пяти лет». Уголовный кодекс РСФСР 1926 года запретил многое, в том числе «кун, калым, принуждение женщины к супружеству и многоженству». Такая же норма появилась потом в Уголовном кодексе Казахской ССР, и оставалась – все последующие годы. В УК КазССР от 1975 г. была статья 106, где говорилось: «Похищение женщины вопреки ее воле или принуждение не достигшей брачного возраста к вступлению в фактические брачные отношения – наказывается лишением свободы на срок до трех лет».

Надо отметить, что похищение девушки без ее согласия всегда приносило боль, страдания, беспомощность, низкую самооценку. Бывали случаи суицида, когда девушки со сломанной судьбой не находили поддержки со стороны родственников, а житейская поговорка «слюбится, стерпится» не срабатывала. Только избранным могло повезти в этой ситуации, ведь многое зависело еще и от условий проживания в новой семье.

По воспоминаниям Гули, жительницы одного из сел нашего региона, в молодости ее похитил с дискотеки незнакомый парень. Девушка была в ступоре, это было так дико и страшно… Когда она собралась бежать, поперек крыльца легла старенькая  бабуля и зло прошипела: «Попробуй перешагнуть через меня!!!»  А потом повязали на голову платок и судьбу на этом разрешили.  «Когда на другой день за мной приехали родители, будущая свекровь так клялась и божилась, такие говорила обещания, что трудно было не поверить. «Буду относиться со всей любовью, как к своей родной дочери», - вспоминает ее слова Гуля.  Но самым невыносимым было то, что ожидало ее впереди, это и безразличное отношение супруга, которого интересовал только лишь доход фермерского хозяйства, а жена в его глазах представляла собой «субъект» ведения домашних дел. Со временем он даже стал попрекать Гулю в дармоедстве, хотя сам был виной ее такого положения: украл ее сразу по окончании школы и вместо того, чтобы учиться, девушке пришлось родить ребенка. Так, в унынии и безысходности тянулись дни… Ни свекровь, ни золовки, младшие по возрасту не помогали ни по домашнему хозяйству, ни по уходу за ребенком. «Я всю жизнь делала такую работу и ничего у меня не отвалилось! Разве я не заслужила достойной жизни в старости? Сноху я брала не для того, чтобы она мне на шею садилась. А что касается моих дочурок, то пусть сейчас, в отчем доме, жизнью наслаждаются. Успеют еще напахаться в замужестве», - приговоривала свекровь.

С утра до позднего вечера Гуля покоя не знала: и коров успевала надоить, и на рынок свозить молочную продукцию, вообщем, все хозяйство на ней держалось. Но при этом носила старье, об обновках в одежде даже не мечтала. А через некоторое время муж и вовсе запил, стал руки распускать. Лет через пять исхудавшую, измученную Гулю никто из старых знакомых не узнавал. Одноклассница ужаснулась, встретив ее на рынке, а потом так получилось, что и до родителей слухи дошли. Кто знает, как бы все сложилось, если бы подруга  не поведала им о случившемся и они не увезли дочь с ребенком в отчий дом… И таких случаев встречается в жизни немало. Если примут закон, не допускающий замужества женщины вопреки ее воле, то меньше будет таких покалеченных судеб. Судьба женщин в руках неравнодушных граждан!

Светлана Аманова,

"Приуралье"

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале