7.10.2023, 21:02
Просмотры: 112

Учитель должен быть примером

Наверное, никто так не радуется, как учитель, когда его ученики достигают каких-то высот в жизни. Ученики Кымбат Бисенгалиевны Рахимбердиной трудятся в самых различных отраслях, в том числе и сфере журналистики. На данный момент она является директором общеобразовательной школы №32 Уральска.

Screenshot_20231007_205517_Microsoft 365 (Office)

– Кымбат Бисенгалиевна, как начинался ваш трудовой путь?

– По окончании филологического факультета Уральского педагогического института им. А. С. Пушкина (ныне – ЗКУ им. М. Утемисова) по специальности «русский язык и литература в национальной школе» в 1989 году я оказалась по распределению в Чапаевской средней школе №1. И как-то получилось, что мне дали большую учебную нагрузку (36 часов), классное руководство в 9 классе. С утра до вечера трудилась, была на хорошем счету как молодой специалист. Мои ученики того периода, особенно пятиклассники, сейчас пользуются большим авторитетом в обществе, добились определенных успехов в жизни. Я до сих пор помню, как проходили мои первые уроки, какие диафильмы мы просмотрели с детьми, как ходили на экскурсии, в походы.

– Кто из ваших наставников остался в вашей памяти?

– Образцовым примером для меня всегда были: моя покойная сестра, заслуженный учитель, Менслу Бисенгалиевна Куспаева и ее супруг, известный в селе Чапаево человек, Бактыгали Днишевич Куспаев. Директором Чапаевской средней школы №1 была на то время Нина Анатольевна Гузикова.

– Как сказались на школьной системе политические реформы в стране на заре провозглашения Независимости?

– Переломные моменты в жизни всегда сказывается и на состоянии образования. Когда мы учились в институте, были ощутимы перемены в обществе, перестраивалось сознание людей, я до сих пор помню движение «Азаттық» 1991 года, в котором приняли участие студенты со всего Казахстана. Мы тогда были совсем юными и нам было очень страшно, так как обстановка накалялась, по проспекту невозможно было спокойно пройти, но, Слава Всевышнему, до вооруженного конфликта, не дошло. Надо отдать должное руководству области, так как удалось разрешить разногласия мирным путем и, таким образом, предотвратить конфликты. Даже то, что недавние январские события не коснулись нашего города, это уже подчеркивает высокую культуру граждан, уровень воспитания молодежи.

– Пожилые люди рассказывают, что в 90-ые годы в некоторых малокомплектных школах были проблемы с ремонтом, даже случалось, что к ремонтным работам привлекали молодых педагогов. Как вы думаете, что побудило их остаться в школе: безысходность или все-таки любовь к работе, детям?

– Обо всех людях судить не берусь, но лично я сама настолько полюбила свою работу, настолько была поглощена ею, что считала себя очень нужным человеком именно в очаге знаний. В другом месте даже представить себя не могла и у меня ни разу не возникало такого желания за все 33 года моей педагогической деятельности. Что касается ремонта в школах, то ничему не удивлюсь, так как в лихолетье наблюдался спад экономики: карточные пайки на продукты питания и моющие средства, денежная реформа, при которой обнулились последние сбережения людей и т.д. Определенная часть интеллигенции ушла «торговать на рынок», так как ждать заработную плату по полгода и трудиться на голом энтузиазме могли далеко не все, ведь надо было содержать семью, детей. На то время я уже трудилась в малокомплектной школе отделения при совхозе «Пермский», куда направили работать моего супруга, зоотехника, Мараса Маратовича Рахимбердина. Он трудился на большом откормочном заводе, на ферме было большое поголовье скота, огромное производство. Совхоз, носивший имя Чамчияна и награжденный орденом Ленина, был знаменит в союзные времена. К тому времени я достаточно набралась багажа знаний и опыта в Чапаевской средней школе №1 и поэтому мне доверили работу завуча. Видимо, проявились и мои лидерские качества, несмотря на молодой возраст, и, так получилось, что в 25 лет я уже руководила учительским коллективом. В 2000 году мы переехали с семьей в город, я устроилась учителем казахского языка и литературы в СОШ №7, директором которой на то время был Борис Сидорович Чебаков и мне пришлось получать второе высшее образование в Гуманитарной академии. Спустя 15 лет я перевелась на работу в среднюю школу №32 по приглашению тогдашнего директора – Любовь Васильевны Беляковой. Мне повезло, что я работала с руководителями такого уровня, Учителями с Большой Буквы. Это так важно для человека.

- Как вы используете свои организаторские способности в настоящее время?

- Я прошла путь от рядового педагога до директора школы. На данный момент я руковожу одной из старейших школ города. Мы внедряем в жизнь те проекты, которые нам предлагают, к примеру, школьное самоуправление, дебатные клубы от Министерства Просвещения. Таким образом, у учащихся вырабатывается самостоятельный стереотип мышления, не навязанный извне и, наряду с этим, активная жизненная позиция. Очаг знаний сейчас приобрел статус школы инновационных проектов, а это замечательная идея. Городским отделом образования разработано несколько проектов по направлению «Экошкола». Кроме того, проект «Яблоневый сад» был предложен городским акиматом, в нем участвуют совместно не только учителя, дети и их родители, но и опытный садовод-коллекционер Кайрат Каримов. Из различных сортов яблонь, взятых из сада-питомника известного садовода мы взрастили в школе собственный сад. Один из наших дизайн-проектов «Зеленая школа будущего» оценен на должном уровне и в качестве приза за занятое третье место мы получили посадочный материал от компании «Шелл Казахстан»: 10 елей и 15 рябин.

- Нам хорошо известно, что средняя школа №32 - одна из немногих очагов знаний, поддерживающих подписку на областные периодические издания. Из этого делаем вывод, что вы в качестве руководителя уделяете внимание идеологическому воспитанию молодых учителей. Расскажите о гуманитарном направлении вашей работы.

- Учитель должен быть примером для подрастающего поколения, а его слова и суждения - идеологическим ориентиром в потоке информации. У него должен быть широкий кругозор, определенное мировоззрение, учитель должен говорить на языке детей, но при этом отличаться образной речью и художественным мышлением, своебразной эрудицией.

Преподаватель должен постоянно совершенствовать свои знания. Образ учителя, «погруженного в смартфон» не может быть идеалом для учащихся: в этом случае даже самый гениальный педагог выглядит в глазах детей панибратом. Поэтому неудивительно, что чтению мы уделяем большое внимание. Во исполнение поручений Главы государства, обнародованных в Послании народу Казахстана и на заседании Национального совета общественного доверия, мы реализуем проект «Читающая школа». Также работаем над творческим проектом «Школьный театр», два года назад постановка нашего театра заняла первое место в городском и третье – в областном конкурсе среди школьных театров.

- Какие планы строит школа на будущее?

- Мы с нетерпением ждем выделения средств на ремонт школьного здания, это даст возможность максимально модернизировать школу, изменить дизайн вестибюля. Из-за того, что выполнен текущий ремонт фасада создается хорошее впечатление. Но основная часть здания, особенно задняя, остается ветхой, так как не было капитального ремонта со дня строительства. В планах на будущее размещение небольшого амфитеатра, радиорубки, фотостудии, где ученики смогли бы реализовать свой творческий потенциал. Мечтаем также об электронном тире для занятий по НВП, обновлении лабораторного оборудования в кабинетах физики и химии. Планируем поставить теплицу на пришкольном участке.

Несмотря на имеющиеся проблемы, очаг знаний остается светом в окошке для жителей района «Детсад». Они с удовольствием приходят на наши мероприятия. Коллектив у нас слаженный, некоторые мои коллеги трудятся здесь на протяжении многих лет: Сергей Викторович Скакунов, Сергей Коскаирович Сапарбаев, Ольга Борисовна Тандура, Лариса Ивановна Вяткина, Елена Викторовна Борисовская, Татьяна Вячеславовна Пастухова, Наталья Анатольевна Пальмова, Лилия Александровна Бабина, Светлана Николаевна Чуреева и Ольга Павловна Цыгану. У Валентины Афанасьевны Макаровой всего одна запись в трудовой книжке, вся ее трудовая деятельность связана с нашим очагом знаний. Наблюдается у нас и преемственность поколений, наши выпускники вернулись к нам работать по окончании педагогического колледжа. Особо хочется отметить: Луизу Наримановну Пантюшеву, Жангира Алмасовича Шектбаева, Елену Николаевну Гусманову, Элиссию Руслановну Тлепбергенову, Карину Нурлановну Махамбетову и Алию Максутовну Ахметалиеву.

- Надеемся, что всего этого вы добьетесь общими усилиями слаженного коллектива. Спасибо за интервью!

Светлана Аманова,

zhaikpress.kz 

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале