"Бесконечный творческий процесс"
— Салтанат Максутовна, расскажите, пожалуйста, об истории создания оркестра.
— Вообще, оркестр появился в 2004 году: тогда это был филармонический оркестр имени Марата Бисенгалиева, созданный по его же инициативе. Позже Марат Бисенгалиев вместе с музыкантами покинули оркестр. А в 2011 году на базе его наследия из местных музыкантов сформировался уже Западно-Казахстанский областной камерный оркестр. С этого и начинается наша история. Я всегда говорю в своих интервью: "Это благодаря Марату Бисенгалиеву у нас отдельный оркестр, это его заслуга. Базу нам оставил он, без него у нас ничего этого не было бы". Не я заложила основу оркестру, и никто другой — все это сделал он.
— То есть в этом году оркестру исполнилось уже 12 лет!
— Да, все верно. За время своего существования оркестр, помимо нашей страны, выступал на международном уровне, знакомил весь мир с нашей национальной музыкой. Коллектив принимал участие в международных фестивалях на республиканском уровне, а также в соседних странах и занимал призовые места.
К сожалению, наш десятилетний юбилей пришелся на пандемию. Когда мы планировали эти гастроли, мы поняли, что камерный оркестр еще не выступал с отчетным концертом. И вот за 12 лет это наш первый большой гастрольный концерт. Получилось масштабно. У нас прошли выступления с лучшими музыкантами Астаны и Алматы. На наших концертах вместе с оркестром выступили солистка театра "Астана Опера" Айзада Капонова, солисты Казахского Национального театра оперы и балета имени Абая Дина Хамзина и Фархат Кубиев, артист Казахского государственного академического оркестра народных инструментов имени Курмангазы Акылбек Бектасов, наши солисты Жанылсын Хасанова и Айбар Хаирханов.
— Расскажите о репертуаре оркестра. Какие эпохи и музыкальные направления включены в ваш арсенал?
— Наш коллектив исполняет различные музыкальные произведения — начиная от классической музыки и заканчивая современными композициями. Также мы делаем каверы к современным песням и саундтрекам. Состав нашего оркестра позволяет исполнять и более сложные, изысканные произведения, которые могут быть непригодны для больших симфонических оркестров.
В нашем репертуаре около 400 произведений. Это и мировая классика, и национальные произведения, и саундтреки мультфильмов, советских фильмов. Есть и современные композиции. Мы даже играем Despacito! Наш коллектив очень креативный, у нас всегда какой-то бесконечный творческий процесс. Например, я, как искусствовед и театрал, что-то могу придумать, наши скрипачи — добавить свою какую-то идею, а там и остальные музыканты вносят что-то свое. Мы дополняем друг друга — мы единомышленники. Мы всегда за новизну, не хотим топтаться на месте.
"Фишка" оркестра
— А есть ли у вас какие-то специальные выступления для детей и школьников?
— Конечно. Как-то мы, например, выступили перед школьниками со сказкой "Қарлығаштың құйрығы неге айыр?" ("Почему у ласточки хвост рожками"). То есть кто-то из наших артистов читал сказку, а кто-то играл на инструментах. Очень интересный проект получился, детям понравилось. Еще у нас была необычная коллаборация. Мы исполнили саундтреки из современных мультфильмов с модным показом местного дизайнера детской одежды. Это мероприятие мы посвятили Дню защиты детей. Всем так понравилось! Мы часто делаем такие эксперименты. Обычно перформанс-коллаборации делают художники, не оркестры. Мы стали первыми среди других казахстанских оркестров.
— Действительно, коллектив славится своими необыкновенными коллаборациями и современным видением.
— Коллектив находится в постоянном творческом поиске, стремясь не отставать от трендов, диктуемых временем. Например, в последние годы оркестр ориентировался на современные направления. Так, наш худрук Асхат Хасанов обратил внимание на коллаборационную работу, записал ноты кюев и народных песен, при этом включив в состав оркестра не только классические инструменты, по типу виолончели или альта. Наши музыканты играют и на домбре, кобызе, гитаре, бас-гитаре. "Фишка" нашего коллектива еще и в том, что с нами играет ударный инструмент — кахон.
"Публика нас тепло приняла"
— Каким образом подбираются произведения для исполнения оркестром, особенно в контексте гастролей и выступлений в разных городах?
— Наш репертуар для выступлений в различных городах подбирается исходя из музыкального вкуса слушателей. В нашей программе различные жанры. Может быть, Моцарт или Вивальди, можем исполнить произведения народных композиторов, представить номера для соло инструментов — духовых, струнных. Раз это отчетный концерт, мы предпочли классику, более серьезные произведения. Для гастролей в Алматы и Астане мы решили сделать микс из классической музыки и национальных казахских композиций. Также у нас есть произведения с вокалистами. То есть не только классического плана, но и эстрадного.
— Как долго готовился оркестр к гастролям, в том числе к выступлению в Астане? Вы говорили, что у вас был большой перерыв в поездках из-за пандемии…
— В этом году мы решили, что пора поехать на гастроли. С июня думали над этим, готовились, репетировали. Играли в своем городе, выезжали в районы. Даже во время пандемии старались как-то репетировать. Музыканты, как узнали о гастролях, очень обрадовались. Публика нас тепло приняла, наши концерты посетили другие профессиональные музыканты, заслуженные деятели. Все они тепло отзывались о наших выступлениях.
Нужна "свежая кровь"
— Как формируется состав оркестра? Вы рассказывали, что в основном это выпускники местного музыкального колледжа.
— Камерный оркестр — это одна из разновидностей оркестров, которая отличается своей компактностью и небольшим количеством музыкантов. Наш оркестр не является исключением — в составе не более 15–17 человек. В симфонических оркестрах, наоборот, количество исполнителей может превышать и сотню. Наш формат позволяет достичь более тесного взаимодействия между музыкантами.
Да, в основном это выпускники Уральского музыкального колледжа. Также в составе коллектива работают выпускники известных музыкальных вузов Казахстана и России, молодые музыканты, вокалисты и известные певцы региона, прошедшие обучение в Оперной студии в итальянском городе Пезаро.
— Каков средний возраст музыкантов в оркестре? Это уже устоявшийся коллектив, или к вам приходят новые артисты?
— Самый молодой у нас скрипач — ему нет и тридцати, а вот самому взрослому музыканту около пятидесяти. У нас нет ограничений по возрасту. Правда, присутствует нехватка кадров. Мы бы хотели, чтобы к нам приходили новые артисты. В области бюджет небольшой, зарплаты маленькие, квартиры не выдаются. У нас пока нет условий для новых музыкантов, а нам они нужны. Нам нужна "свежая кровь", все-таки должна быть преемственность поколений.
"Жемчужина области"
— Какими достижениями может похвастаться оркестр?
— Большой плюс в том, что мы самостоятельный оркестр. В нашей стране всего два таких коллектива, которые имеют свою базу. Это "Камерата Казахстана" и мы. Другие оркестры, как правило, при театрах, при филармониях. Мы самостоятельны и считаем это большим достижением. Наш оркестр — это жемчужина области, и мы должны это ценить.
Кроме того, наш коллектив — обладатель ряда премий. В 2016 году оркестр стал лауреатом республиканского фестиваля камерных оркестров "Әуен-fest" в рамках празднования 1000-летия города Алматы и 25-летия Независимости Казахстана. А в 2018 году получил звание дипломанта республиканского фестиваля, посвященного 70-летию известного казахского дирижера Тулепбергена Абдрашева. В 2020 наш коллектив выиграл Гран-при в номинации "Оркестр струнных инструментов" на международном творческом онлайн-конкурсе. В том же году мы стали дипломантами московского конкурса Good Win Art в номинации "Струнный оркестр".
Также в результате совместной работы с театральным режиссером Гаухар Адай и художником абстрактного направления Гульданой Алина камерный оркестр снял два видеоклипа в направлении перформанса. Эти произведения не только получили высокую оценку широкой публики, но и были признаны достойными награды руководством региона. Наш клип получил номинацию "Лучшая коллаборация 2022 года".
— Может, поделитесь своими личными увлечениями в музыке? Какие композиторы или жанры Вас особенно вдохновляют?
— Люблю наших казахских композиторов. Конечно, я недалека и от современной музыки. Еще слушаю классику: Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт... На работе у нас постоянно слышны их композиции. Оркестр репетирует, так что классику я слушаю чаще всего. Знаете, когда я впервые в жизни услышала живое исполнение оркестра, у меня по телу пошли мурашки. Я чувствовала всю величину и масштаб этой музыки! Поэтому я считаю, что классику нужно слушать в живом исполнении.
— Согласна, это совсем другие ощущения.
— Я Вам вот что скажу: я много лет работала в сфере театра. Сначала в Казахском национальном театре драмы имени Мухтара Ауэзова в Алматы, потом в "Казахконцерте" в Астане. Затем полтора года была директором в Казахском драматическом театре в Уральске. И вот уже почти три года являюсь директором камерного оркестра. Из своего опыта могу судить, что музыканты интеллигентны, для них важны только их ноты и инструменты. Этим они и живут. Душа у музыкантов тонкая, как хрусталь. Они ближе к Богу, что ли...
"Нельзя останавливаться"
— Ваша работа требует от Вас множество усилий и преданности. Что для Вас является источником мотивации в этой профессиональной сфере?
— Я понимаю, что мне нельзя останавливаться. Перспективы большие. Я люблю служить искусству, мне кажется, это мое предназначение. Когда кто-то получает награды, достигает вершин, я всегда радуюсь. Вот даже эти гастроли — они прошли на ура, музыканты довольны. Это меня и мотивирует. Мне кажется, нужно показывать, какое в нашей стране искусство, популяризировать его, развивать. Я пришла в оркестр не руководить, а служить — служить великому искусству музыки. Это мой девиз.
— Как Вы видите развитие оркестра в будущем? Может, поделитесь какими-нибудь планами или проектами?
— Вообще, хотелось бы, чтобы при оркестре был и камерный хор. Я выдвигала такое предложение два года назад. Потому что хор слушают интеллигентные люди, они понимают его. У нас в области нет ни академического хора, ни камерного. Я понимаю, открывать академический хор не совсем выгодно, там в составе должно быть минимум 60 человек. Но ведь можно камерный! В штате будет 27–28 человек. У нас уже есть на примете и концертмейстер, и хормейстер. Было бы замечательно, если бы при нашем оркестре был хор. Можно было бы организовывать турне, продвигать нашу область.
Другая идея — хотелось бы, чтобы область организовала фестиваль для камерных оркестров на республиканском уровне. А при хорошей поддержке, может, и на международном уровне. При таком раскладе мы бы смогли пригласить в жюри зарубежных композиторов, дирижеров, музыковедов, а это было бы полезно для наших музыкантов. Ну и, если область поддержит, хотелось бы турне по Европе.
— Это очень амбициозные задумки! А что насчет необычных экспериментов — продолжится ли развитие оркестра в этом направлении?
— У многих есть стереотипное мышление, что оркестр должен играть на сцене или где-то фоном в фойе... Но, как я уже сказала, с оркестром можно сделать перформанс, придумать какую-то коллаборацию, экспериментировать. Почему бы не снять музыкальный фильм, например? Мы вот планируем — хронометражем в хотя бы минут сорок или час. Еще один пример — оркестр запросто может устроить и уличный перформанс. Короче говоря, мы хотим попробовать все и разрушить стереотип об оркестрах.
— Спасибо за беседу!