Путь к дому престарелых у каждого свой. Отправляясь на интервью я ожидала увидеть мрачное здание с тяжелым запахом внутри. Но оказалось все иначе. Забота, уют и домашняя обстановка. Именно так можно описать Уральский центр оказания специальных социальных услуг.
В октябре здесь совсем другая атмосфера. Казенное здание больше похоже на санаторий. Его расположение благоприятно для единения с природой, прогулок, занятий физкультурой на свежем воздухе. Во дворе среди хвойных деревьев на чистом воздухе постояльцы приводят в порядок территорию. Уборка территории от листьев осенью, зимой – от снега и льда. А весной сажать овощи выходят все желающие. Не по принуждению – просто потому, что это их дом. Важно отметить, что жизнь в центре не означает отречение от своих интересов и увлечений. Здесь проводятся различные концерты, спортивные мероприятия, занятия танцами и многое другое. Вот и мы застали праздничный концерт в рамках месячника милосердия, который для постояльцев организовали гости из Каратобинского района.
– Государственные дома престарелых не бесплатные, как многие думают, – там забирают 70% от пенсии. Здесь круглосуточный присмотр за теми, кто не в памяти, проводятся занятия терапией и музыкой, есть психолог, врачи. Если старый человек просится в дом престарелых, значит, он в нем нуждается. Эти люди перенесли трудные времена и заслужили достойную жизнь в старости. С возрастом становится все сложнее справляться с повседневными делами и следить за здоровьем, но переехать к детям некоторые просто не готовы: многие не хотят обременять родственников и не чувствуют себя полностью в укладе этой семьи, другие просто остались одни в этом городе и не имеют возможности переехать к родным. Мы стараемся найти индивидуальный подход к каждому, у них здесь своя история, боль и страх. С ними работают психологи, социальные работники. У большинства из них проблемы со здоровьем. Подопечные получают должный уход, они одеты и накормлены, лечение согласно назначениям врачей. Мы стараемся, чтобы все наши постояльцы занимались любимым делом, чтоб каждый нашел свое хобби, дело для души. В центре работают квалифицированные медицинские работники, которые могут оказать неотложную помощь в случае необходимости. Спектр услуг максимально обширный. Центр вместил в себя кабинет физиотерапии, функционирует музей, библиотека, фитнес-клуб, спортзал, мастерская и компьютерный класс, – говорит заместитель директора по социальной работе КГУ «Уральский центр оказания специальных социальных услуг» Талшынай Жүніс.
Умбетжан Айткалиев ежедневно приходит в библиотеку, он любит читать классику. Живет здесь уже четыре года. За дедушкой нужен особый уход, после смерти супруги он заболел сахарным диабетом. Сейчас ему исполнилось 72 года, за ним присматривают квалифицированные специалисты. Несмотря на преклонный возраст он полон сил и энергии.
– Днем прихожу в библиотеку, все свое свободное время провожу именно здесь. Также не забываю про спортзал. Стараюсь уделить здоровью особое внимание. Являюсь мастером спорта по вольной борьбе, до пенсии работал в школе учителем физкультуры. Приехал жить сюда в 2019 году. Если раньше на любимое занятие просто не хватало времени, то сейчас каждый из нас чем-то увлечен. Это мой дом, здесь мои друзья и знакомые. Питание у нас хорошее, кормят пять раз в день. Если требуется помощь, персонал всегда рядом. Поэтому могу сказать, что условия здесь хорошие. Это отличное место для тех, кому необходим профессиональный уход, – говорит Умбетжан ага.
Надежда и Владимир
В доме-интернате сложилась дружественная обстановка, почти как в большой семье. Здесь не все одиночки, есть и постояльцы, которые нашли друг друга в этих стенах. Когда симпатия перерастает в нечто большее, сотрудники выделяют влюбленным отдельную комнату.
Надежда Орлова живет здесь очень давно. Знакомые посоветовали временно пожить в интернате, пока не дойдет очередь на жилье. И так прошло 17 лет.
– Я инвалид второй группы. Мне было пять лет, когда заболела простудой. Поступила в больницу, а перед самой выпиской мне сделали укол, тогда после инъекции меня парализовало. Врачи поставили мне диагноз – двусторонний паралич. Родители сделали все для того, что бы я восстановилась. Для мамы это было тяжелым периодом. Так прошло мое детство в больничных стенах. Но полностью не удалось оправиться, левую сторону парализовало навсегда. Несмотря на инвалидность, я трудилась, работала в справочном бюро, пока не закрылся старый вокзал, после устроилась в ресторан. В 1976 году вышла замуж, в браке родила сына. К сожалению, брак не удалось сохранить. С сыном вдвоем жили на съемной квартире, но вера не покидала меня, что в один прекрасный день у меня будет собственная крыша над головой, так-как по инвалидности мне положено жилье от государства. Сын увлекался спортом, делал успехи, участвовал в различных соревнованиях. Он был для меня гордостью и опорой. Но случилось непоправимое, судьба нанесла мне сильнейший удар, сердце моего ребенка перестало биться в возрасте 30 лет, оно не выдержало больших нагрузок. Я осталась совсем одна, знакомые и друзья посоветовали временно пожить мне в интернате, пока не дойдет очередь на жилье. Время летит так быстро, не успела оглянуться, как пролетели 17 лет. Заветные ключи от собственной квартиры я так и не получила, – рассказала Надежда Орлова.
Несмотря на тяжелую судьбу, женщина вновь научилась любить. Здесь Надежда познакомилась с Владимиром Васильевичем. Он живет в интернате с 2012 года. Тут ему все нравится, он нашел то, чего ему не хватало в жизни: заботу, поддержку, друзей и увлечения. Владимир до сих пор активен, участвует в различных мероприятиях и помогает прибывшим освоиться в новой обстановке. Он открытый и интересный собеседник. До сих пор чувствуется боевой настрой и солдатская выправка. А на груди у него красуются 4 медали. Владимир – ветеран, служивший на Семипалатинском ядерном полигоне, является членом общественного объединения «Солдаты особого риска». Владимир Васильевич говорит, что тяготы и последствия полигона не меньше, чем чернобыльская и афганская войны. Теперь эта пара проводит вместе все свое свободное время. По утрам прогулка на чистом воздухе и зарядка, а после обеда Надежда занимается домашними делами. Несмотря на инвалидность, женщина сама стирает и содержит комнату в чистоте. По вечерам долгие беседы за чашкой чая. На вопрос: «А почему вы не распишетесь»? Надежда говорит: «Мне так нравится, так даже романтично»!
Марина и Николай
В центре живет еще одна пара. Марина Артемьева и Николай Петрович. Познакомились они здесь, поначалу просто общались, затем все чаще проводили время вместе. По вечерам рассказывали друг другу разные истории из жизни, вспоминали молодость. Два одиноких сердца нашли друг друга. Увидев их семейное уютное гнездышко и не подумаешь, что пара живет в интернате.
Николай Петрович поведал свою историю.
– В начале нулевых многие массово начали переезжать в Россию, и моя дочь не была исключением. Там вышла замуж, родила дочь. Конечно, просила меня переехать вместе с ней. Но я отказался, принял решение остаться здесь. Казахстан – моя родина, я здесь родился. Всю жизнь проработал строителем. Ничего не предвещало беды. Как-то раз мы с друзьями на выходных решили сходить на рыбалку. Поздняя осень, первые заморозки, промокли ноги. Но я на это не обратил внимание. Когда вернулся домой нога отекла, приняла багровый цвет и потеряла чувствительность. К сожалению, я вовремя не обратился за медицинской помощью, занимался самолечением. Так врачи решили ампутировать мне ногу. В это время супруга продала общую квартиру и переехала жить в Россию, а я остался здесь. В это трудное время меня поддерживал брат, ухаживал, предложил переехать жить к ним. Но я отказался. Так вот живу здесь 10 лет. Я благодарен этому месту. Здесь встретила женщину, научился любить заново, забыв о предательстве. С Мариной мы живем вместе в одной комнате. У каждого из нас свое хобби, она любит вышивать, я все свое свободное время провожу за чтением книг. По вечерам у нас прогулка на свежем воздухе, – говорит Николай Петрович.
Судьбы подопечных разные. Некоторые оказались здесь по собственному желанию, некоторых оставили здесь родные и близкие на платной основе. С получателей услуг в центре удерживается 70% от пенсии, которые идут на их содержание. Жители говорят, что 30% от пенсии им вполне хватает. Деньги здесь тратить особо некуда, а всем необходимым пенсионеры обеспечены.
Перизат Баймагамбетова,
газета "Приуралье"