Ровно 190 лет назад в Уральск приезжал Александр Сергеевич Пушкин. Он пробыл здесь всего два с половиной дня, но их хватило на множество статей и исследований. Не одно поколение краеведов и пушкинистов скрупулезно высчитывали и время его в пути, и часы пребывания в нашем городе, и то, что он здесь делал. А сделал он за это короткое время удивительно много: встретился со многими людьми, собрал массу сведений, сделал множество записей, которые вошли в «Историю Пугачева» и дали материал для художественного произведения – повести «Капитанская дочка».
Наш город единственный в Казахстане, где побывал великий классик мировой и русской литературы. Мы ходим по тем же улицам, где ходил он и запросто беседовал с предками нынешних уральцев, сделал их героями своих книг.
Приезд Пушкина в Уральск не случаен. В это время он работал над повестью «Капитанская дочка» и монографией «История Пугачева». Для того, чтобы создать правдивое полотно народной войны, добросовестно исследовать истину и «воскресить минувший век», Пушкину было необходимо увидеть исторические памятники и достопримечательности города, связанные с восстанием, встретиться с живыми пугачевцами. Хотела бы познакомить вас с Уральском того времени, когда Пушкин прибывает в город...
В то время в Уральске насчитывалось до 15 тысяч жителей. Работала одна школа. Город ограждался высоким земельным валом и глубоким рвом.
Пушкину, несомненно, показали исторический центр города, так называемый «Кремль», где в детстве жил великий русский баснописец И.А. Крылов, с чьих воспоминаний начал собирать Пушкин свидетельства очевидцев о Крестьянской войне.
Большой интерес для Пушкина представлял Михайлово-Архангельский или как у нас его сейчас называют, Старый собор с деревянной колокольней, выстроенный на месте взорванной восставшими каменной. Взрыв этой колокольни реалистически описан Пушкиным в «Истории Пугачева». Здесь ему был представлен восьмидесятивосьмилетний настоятель собора В.И. Червяков, свидетель восстания.
В той части города, которая и сейчас в народе именуется «куренями», Пушкин осматривал исторические дома на углу нынешнего проспекта Назарбаева и Стремянной улицы. В одном из них, деревянном, сохранившемся до сих пор, жила Устинья Кузнецова, ставшая женой Е. Пугачева. Сейчас там располагается музей Е. Пугачева. А в другом, каменном, который в свое время принадлежал видному участнику восстания М. Толкачеву, останавливался сам Е. Пугачев наездами для руководства осадой города. Личные впечатления от осмотра этих домов нашли отражение в «Истории Пугачева».
Пушкин осматривал также места боев в окрестностях города: пойму реки Чаган с открытым видом на Белые горки, откуда в начале восстания спускался к городу немногочисленный отряд Пугачева. Эти события реалистически описаны, повторяя один другой и в «Истории Пугачева», и в «Капитанской дочке».
Пушкин был и на Петропавловской площади, место, где сейчас располагается памятник Пушкину. По преданию, восставшие казаки казнили тут ненавистных старшин.
Интересовал Пушкина и рыбный промысел уральских казаков, осмотрел он и уральский «учуг» – решетку для задержания промысловой рыбы, где его, как он пишет: «гостеприимные жители уральских берегов» накормили свежей икрой, при нем изготовленной.
В «Истории Пугачева» и «Капитанской дочки» Пушкин широко использует материалы, собранные в Уральске.
Внимательное чтение «Истории Пугачева» и «Капитанской дочки» убеждает в том, что многие сведения и детали, приведенные здесь, Пушкин почерпнул непосредственно из рассказов живых свидетелей восстания. Подробности осады Яицкой крепости, ярко описанной в «Истории Пугачева» (подкоп и взрыв колокольни, бедствия и голод осажденного гарнизона и т.п.) могли быть услышаны только в Уральске из уст очевидцев.
Дни пребывания Пушкина в Уральске были заполнены до предела. Его водили из дома в дом, и везде он узнавал что-то новое, так необходимое в его работе. Все это осмысливалось и приводилось в порядок уже потом, по дороге в Болдино и последующие годы, а здесь он только слушал и записывал.
Пушкин, как поэт интернациональный, интересовался не только русским фольклором. Самым, пожалуй, многозначительным в этом отношении фактом является запись старинного, замечательного эпического произведения казахского народа «О батыре Козы Корпеше и его возлюбленной Баян-Сулу». Запись легенды сделана чернилами неизвестной рукой, видимо переводчика. Эту легенду Пушкин мог услышать только в Уральске или ближайших его окрестностях.
В первых числах октября Пушкин вернулся в свое имение. Продолжалась Болдинская осень. И нам, жителям степной республики, радостно сознавать, что в этой великой осени были и казахстанские дни.
Пушкин, приехав из своего путешествия, за полтора месяца написал три стихотворения, в том числе знаменитую «Осень», а также три сказки – «О рыбаке и рыбке», «О мертвой царевне и семи богатырях», «О золотом петушке», две поэмы, повести и т.д.
И мы с вами, дорогие земляки, можем гордиться тем, что такой прилив вдохновения и творческих сил в тот год дал ему именно Уральск. Недаром уральский поэт Могутов писал: «Поэта Болдинская осень еще в Уральске началась».
А. МУРЗАБУЛАТОВА,
заведующая музеем
А.С. Пушкина