Без этой службы невозможно представить нашу жизнь. Их не принято называть героями, но таковыми они являются. Если обычный человек спасает чужую жизнь, то его представляют как героя, чествуют, о нем пишут в газетах, снимают на видео. А вот для фельдшера «скорой помощи» спасение людей является привычной ежедневной работой, которую нельзя отложить на завтра или отказаться выполнять, ведь на кону стоит человеческая жизнь.
Встретила нас заместитель директора по лечебной части Гульнара Джумагалиева.
– Чаще всего «скорую» вызывают при повышении давления, температуры у детей, при обострении хронических заболеваний. К общему call-центру подключены районы области, в каждом районе есть своя подстанция, куда перенаправляется вызов. Они классифицируются по категориям сложности. Госпитализации подлежат пациенты 1 и 2 категории, а также категории острый холецистит и физиологические роды, относящиеся к третьей категории. То есть, к первой категории относятся случаи, угрожающие жизни пациента, такие как остановка дыхания, потеря сознания, остановка сердечной деятельности, сложные роды. К третьей категории относятся вызовы при некупируемой высокой температуре, физиологические роды, травмы без кровотечения и т.п. И это далеко не полный перечень, с чем приходится сталкиваться врачам скорой помощи, – рассказывает Гульнара Омаровна.
8 утра, начинается дневная смена выездной бригады «скорой помощи». В кабинет заходит фельдшер уже в спецодежде и готовая к работе Юлия Тюлегенева. Молодая, с виду хрупкая женщина, но уже более 10 лет работает на «скорой». В руках у нее планшет, куда поступают адреса выездов. Вот и первый. Выдвигаемся к выходу. По коридору тянутся двери разных кабинетов, в самом последнем – диспетчеры, дежурный врач. Работа диспетчеров требует высокой скорости реакции и точности. Когда поступает звонок, сначала они приветствуют звонящего, записывают оперативно адрес и детали происшествия, затем они передают информацию для дальнейшего реагирования. У каждого своя функция, свой район. Звонки не смолкали, один, перебивая другой. И только теперь, находясь в эпицентре, где ежесекундно кому-то требовалась помощь, понимаешь, какую ответственную миссию выполняют все эти люди. Вызовов много и на станции не спокойно.
Мы выезжаем в микрорайон Зачаганск, от станции это приличное расстояние. Едем, соблюдая скоростной режим, и без спецсигнала, это вызов 3-й категории. Там есть свои правила. Не все, об этом зная, начинают ругать экипаж скорой помощи, что медики ехали медленно, не торопились, и даже не включили сирену. А ведь за несоблюдение этих правил водитель несет наказание в виде штрафа. По дороге нам удалось поговорить. Фельдшер Юлия оказалась приятным собеседником. Грамотная речь, спокойствие, скромность, но при этом чувствовался в человеке внутренний стержень, смелость, профессиональная уверенность, что характеризует ее, как хорошего специалиста.
– Я училась на фельдшера, но так как дети были еще маленькие, график не позволял работать по своему профилю, трудилась медсестрой. Сейчас дети выросли, и я вернулась к своей специализации. Мне очень нравится моя работа, она сложная, но при этом благородная. Ты понимаешь, что от твоего профессионализма и оперативности зачастую зависят человеческие жизни, и это главное в нашей профессии.
На вопрос о том, как обычно протекают смены, лишь улыбается: «У нас не бывает как обычно, каждый день что-то новое».
В бригаде трое, второй фельдшер и водитель Юрий Чукалин. Сотрудники его по-отечески тепло, по-свойски называют дядей Юрой. До пенсии ему осталось совсем немного, а стаж на «скорой» более 20 лет. Водители «скорой помощи» обучены технике безопасного вождения, а также технике базовой реанимации. За долгие годы работы дядя Юра стал и травматологом, и реаниматологом. С виду суровый дяденька, а внутри добряк, который тоже рассказал немало историй из опыта работы. Эти люди рассказывали и рассказывали случаи один интересней другого. Гордость распирала за них, но они об этом говорили так, словно ничего особенного не сделали.
Юрий Евгеньевич радуется современным автомобилям:
– Это сейчас машины оснащены всем необходимым, раньше сложнее было работать. Все отлично, единственное пожелание – чтобы некоторые водители относились с пониманием, были солидарны на дорогах, – говорит он.
Мы подъехали по адресу. 9 этаж. Звонок в домофон, никто не открыл. Лифт мы тоже не смогли вызвать, для этого нужен был чип. Поднимались пешком, в руках у фельдшера большой чемодан с медикаментами. Дверь открывает молодая женщина, рядом прыгал резвый мальчуган лет шести, которому требовалась неотложка, и вызов был зафиксирован как травма головы. Встретил он нас весьма приветливо, забрасывая игрушками и тем, что попадало под руки. – Рассказывайте, что произошло? Что беспокоит? – задает вопросы фельдшер Юлия.
– Сын играл, ударился, но не сильно, я хотела чтобы вы просто осмотрели, – заявляет безапелляционно молодая мама.
Мальчик оказался в полном порядке.
Второй вызов. Бабушка Ольга Ивановна, 89 лет, жительница города Уральска, оказывается, часто вызывающий пациент. Старушка тоже оказалась в полном здравии, но с ее слов, она не может не вызывать «скорую», ей так спокойнее, а вдруг заболеет, а так уж наверняка, да и поговорить есть с кем.
– Сложно бывает с лицами без определенного места жительства, с людьми в алкогольном опьянении, которые порой, бросаются с кулаками в неадекватном состоянии. Приходится быть и психологом. Истории разные, – с мягкой улыбкой рассказывает Юлия.
Третий вызов был от роженицы, которая вот-вот родит. По пути в больницу включили сирену, на этот раз это крайняя необходимость. Желтый экипаж въезжает на территорию родильного отделения, нас встречают сотрудники. Оформляют документы и передают пациента в руки специалистов. На отдых ни минуты, впереди – новый вызов. И так целый день до окончания смены.
Мы, обычные граждане, так заняты своими суетными многочисленными делами. А между тем, рядом живут и трудятся люди, которые день и ночь берегут наше здоровье и покой. Это очень непростая, со своими сложностями, неблагодарная работа. Один день из жизни «скорой помощи» показал, через какие испытания ежедневно проходят сотрудники. Никогда не знаешь наперед, куда придется отправляться на сей раз, и с чем столкнешься: жуткое ли ДТП, инфаркт ли, либо кровавый результат чьих-то драк.
Хотелось бы, чтобы у людей было больше сознательности и понимания к этой службе. Ведь пока мы вызываем, «чтобы просто осмотрели», кто-то на другом краю города нуждается в их помощи, находясь на волоске от смерти. И будем с благодарностью помнить, что легких смен у этой службы просто не бывает.
Лилия Сисенбаева,
фото автора,
zhaikpress.kz