Когда-то рыболовство в Уральске составляло главный промысел местного населения. Из-за этого на Урале до революции не было разрешено судоходство, так как оно могло помешать ходу рыбы и ее нересту. Об этом и многом другом можно узнать на выставке «Рыбная ловля уральских казаков», которая открылась в музее «Старый Уральскъ».

– Урал-батюшка, Яик Горыныч, Урал-кормилец – вот так ласково называли уральцы свою реку. В их понимании река Урал – это былинный богатырский дракон, который вытянулся на тысячу километров от Урал-камня (Уральских гор), течет и впадает в Каспийское море. Не случайно Яик-Урал считался не только кормильцем, содержавшим людей, отторгнутых от своего привычного землепашества, он был еще и объектом своеобразного мистического поклонения, о чем говорят многочисленные фольклорные свидетельства. «Яик ты наш, Яикушка, Яик, сын Горынович! Золоченое у Яикушки Его было донышко, Серебряныя у Яикушки Его была покрышечка, Жемчужные у Горыныча Его круты бережки», – рассказывает писатель и краевед Александр Ялфимов. – Самыми ценными в рыболовстве на Урале всегда являлись осетровые породы: белуга, севрюга и осетр. Пойманная рыба на месте солилась, сушилась, провяливалась, а в зимнее время замораживалась. Остальную рыбу уральцы называли черной.
С 1613 года важными сезонами рыболовства на Урале были – весенняя плавня или «севрюжье рыболовство», осенняя плавня, зимнее багренье. Осенняя плавня производилась в нижнем течении р. Урал с Каленовского поста, отстоящего от города на 189 верст. Плавня начиналась 15-22 сентября и оканчивалась около 1 ноября. Рыболовство производилось особыми сетями, называемыми «ярыгой». Рыбачили на особых долбленных лодочках – «бударах». Также для рыбалки использовались лодки, баркасы, различные мелкие речные суда.
– Зимнее багренье начиналось в районе Меловых горок, где Жемчужная ятовь. На широком поле и вдоль берега реки воцарялась мертвая тишина. По сигналу атамана раздавался выстрел, и с быстротой молнии рыбаки, одетые в короткие меховые полушубки и высокие сапоги, спускались с высокого берега вниз, на лед, пробивали его сразу в сотнях мест, ловко и быстро опускали в проруби длинные шесты с железными крюками, и менее чем через минуту на белом снежном покрове уже трепетали сотни осетров и белуг разных размеров. В то время как одни общими усилиями вытаскивали рыбу, другие разделывали туши, чтобы вынуть икру и пузыри. Сразу же множество купцов окружали рыбаков, чтобы тут же на месте, за наличные купить еще не разделанных осетров и белуг. Тут же открывалась ярмарка с так называемым красным товаром – ленточки, пуговки и тесемочки, стеклянные запонки, зеркальца, вставленные в двухстворчатую жестяную рамку. Для рыбаков у сметливого торгового люда в наличие были и рыболовные высокие сапоги, кожаные фартуки, суровый холст на рыбачьи штаны, широкие, как Каспийское море. Это было в высшей степени интересное зрелище. Просуществовала такая рыбалка до 1917 года, – отметил краевед.

На Каспийском море зимняя рыбалка называлась – аханная. Главным продуктом рыболовства являлась белорыбица и красная рыба (белуга, осетр и шип, а в весенний курхай – севрюга). Рыбаки брали с собой много еды, снасти, багры, сетку «ахан» и выезжали на санях далеко в море. За неделю могли наловить рыбы больше чем за месяц на Урале, потом везли ее преимущественно в свежем, мороженном виде в Уральск, дальше в Москву, а через Плотовинский базар, существующий с лета 1895 года, организованный на берегу моря близ Гурьева, в Астрахань, откуда под видом астраханской рыба расходилась в разные стороны.
– А вот прибрежное рыболовство производилось по Уралу ниже Уральска от «учуга» до моря Каспийского. Учугом называлась перегородка через Урал, которая весной ставилась из длинных кольев, не позволяющих крупной рыбе проходить вверх, выше Уральска и в продолжение всего лета, т.е. когда в нижнем течении реки наступало запретное для рыболовства время. Сейчас это место называется Учужный затон. Вот на таком учуге Александра Сергеевича Пушкина в сентябре 1833 года угощали черной икрой, при нем же приготовленной, – поделился краевед.
С 26 мая всякое рыболовство воспрещалось на Урале до начала осенней плавни. В это время наблюдалось, чтобы ничто не мешало рыбе входить в Урал и останавливаться на рыболовных местах. С этой целью воспрещалось по реке сплавлять лес, лодки, баржи и прочее, а также вводить суда с моря в устья, устраивать переправы и переезды через реку, водопои для скота, стрелять и вообще производить шум близ ятовных мест (глубоких ям), разводить костры, устраивать на берегах склады, ловить рыбу. В запретное время разрешалось только рыболовство удочками (не более одной на каждого рыбака), исключительно для личного употребления и не на продажу, и то, ловить можно было только черную рыбу, типа карасей, щук и т.д. В это время укладывается по ямам вкусная и ценная, хрящевая красная рыба (осетр, севрюга, белуга и шип). Сюда же приходит гостить менее вкусная и ценная «черная» или «частиковая» рыба в виде судаков, сазанов, жерехов, сомов, воблы, чехони и т.д.

На представленной в музее выставке среди экспонатов копии рисунков уральского художника и журналиста Никиты Савичева (1820-1885) на которых изображены моменты, связанные с рыболовством: «Кусовая», «Перевозка будар», «Удар на плавне», «Лов рыбы на плавне», «Жар багренья».
– Самое интересное, до наших дней сохранились оригиналы билетов 1864 года на провоз из Уральска соленой рыбы и икры. Так, к примеру, билет за №3613 выдан купцу Разживину и другой – за №3634 крестьянину Никифору Анисимову. На отдельном документе представлены цены рыбного базара, опубликованы они были в газете «Уральский листок» за 1900 год: «Привоз рыбы около 65 возов. Судака можно было купить от 5 рублей 50 копеек до 6 рублей 90 копеек за воз, колотконый (разделанный) за 2 рубля 60-90 копеек. Сазан «пылкий» (значит свежий) – от 2 рублей 60 копеек до 5 рублей, вобла стоила 20-35 копеек, щука от 2 рублей 20 копеек до 3 рублей за воз, чебак мелкий от 90 копеек до 1 рубля за пуд», – продолжает А. Ялфимов.
На прекрасно сохранившихся дореволюционных открытках 1902 года изображены «Базар красной рыбы с багренья», «Продажа воблы на рыбном базаре», «Учуг на реке Урал». На трех старинных фотографиях запечатлена Международная рыбопромышленная выставка, которая проходила в феврале 1902 года в Михайловском манеже Санкт-Петербурга.
В музее хранится даже чучело малька белуги, длиной более метра. Принес ее житель города в подарок. Известно, что взрослую рыбину ловили до десяти метров. Тут же лежат чучела двух небольших севрюжек. Уменьшенный макет плавенной будары, которую подарил музею путешественник и художник Александр Синельник, а пешню, которой рубили лед, преподнес краевед Денис Алехин. Много разных принадлежностей для ловли рыбы: морда, плетенная из веточек ивы (талы), металлический сачок, железные багры и подбагреник, острога, сашилка и водышек для установки и поправки сетей подо льдом. Тут же расположили разные по виду кокурки – грузила для сетей, которые готовили только женщины-казачки из специального замеса из глины и песка.

– Может, в замес они еще чего добавляли, теперь мы этого не узнаем – рецепт утерян и забыт. А называли их так, потому что эти грузила похожи на булочки-кокурки, казачью походную еду. Готовили их так: варили яйцо, очищали его, закатывали в тесто и запекали в русской печи, – продолжает свой рассказ Александр Ялфимов. – А вот этот квадратный, размером с кирпич – морской и назывался он «кид». Когда аханными сетями ловили рыбу на Каспии, там же сильные подводные течения, поэтому и груз был тяжелым.
Висит брезентовый рыболовный плащ 1925-1927 года, и рыболовные непромокаемые сапоги.
– Сапоги в старину покупали в Каменном магазине купца Стулова. Приходил казак и говорил: «Мне нужны хорошие сапоги!» Приказчик ему предлагал разные сапоги из козлиной кожи, и были они мягкие и складывались гармошкой. Кирзовые сапоги позже появились. Обувь выбрана, приказчик называл цену: полтора рубля и велел прийти покупателю на следующий день. А зачем? В магазине стоял низенький деревянный чан с водой. Приказчик брал спички, помещал их в сапоги, добавлял для веса кирпич и опускал в этот чан с водой. Когда на следующий день покупатель приходил за покупкой, приказчик доставал сапоги из воды, вытаскивал спичку и поджигал. Если спичка сразу загоралась, то их можно было забирать – они не промокали. Вот так выбирали обувь, – отметил наш рассказчик.
Очень интересная и познавательная экскурсия про то, как рыбачили в Уральске в старину на этом не заканчивалась, наш экскурсовод демонстрировал рыбу, показывал, как использовали те или иные инструменты рыбаки. При этом вставлял отрывки из своих же рассказов и казачьих баек. Если вы посетите данную выставку, то получите много положительных эмоций, а самое главное – узнаете интересные факты из жизни уральских рыбаков.
Оксана Каткова,
фото автора