11.04.2024, 17:00
Просмотры: 126

Хиджаб или национальная одежда?

«В последние годы в нашей стране стало много закутанных в черные одеяния людей. Все об этом знают. И это не чужие люди, а наши сограждане. Облачение во все черное противоречит мировосприятию нашего народа, является бездумным копированием инородных норм, обусловленным религиозным фанатизмом. Мы не должны отрываться от своих духовных корней и размывать свою национальную идентичность», – сказал в своем выступлении на заседании Национального курултая Глава государства Касым-Жомарт Токаев.

woman-7320590_1280

Фото: pixabay.com

В обществе все больше назревает вопрос, связанный с религиозными атрибутами. Одним из них являются хиджабы. Общество разделилось на два лагеря: сторонников и противников его ношения. По мнению специалистов, ношение хиджаба является подменой истинных понятий о традиционной национальной атрибутике. Эта проблема стала очень чувствительной для Казахстана.

На этот счет мы поинтересовались мнением самых разных людей. Вот что рассказал нам теолог Дастан Абдувалинов.

– Вопрос ношения хиджаба в последнее время вырвался на авансцену общественной повестки дня. Начать следует с истории. Исходя из казахских традиций, у казахов слово «хиджаб» не употреблялось. Означает это сокрытие всего женского тела, носят его так, чтобы были закрыты голова и шея. Это исключительно арабская форма одежды. Об истинно казахском костюме написано немало. Долгие годы исследователи, археологи, историки, искусствоведы изучают историю казахского национального костюма. Особо актуальной тема стала в последние годы, когда в обществе появились разные мнения о том, как все-таки должна одеваться казахская женщина. В Казахстане девушки никогда не закрывали лицо. У нас имеются свои богатые традиции в отношении женского головного убора, одежды. Летом обычно носили «бөрік» – шапку с меховой опушкой, а зимой «тымақ» – шапку особого покроя из меха. Мы не говорим плохо о хиджабах, парандже, никабах, ношение которых обязательны в Афганистане и некоторых арабских странах. Но считаю, что у нас нужно создавать диалоговые площадки, где будет презентация казахской культуры. Необходимо возрождать свое национальное культурное наследие, в том числе и в ношении одежды, – говорит теолог.

Гульфии К.:

– Наша семья считает себя истинно мусульманской: пять раз в день читаем намаз, соблюдаем пост, отмечаем мусульманские праздники. Когда мой супруг устроился на работу вахтовым методом, некоторые его коллеги были из стран Ближнего Востока. Тогда он углубился в тему религии, стал изучать ислам. Поначалу я не поддерживала его, ходила в традиционной одежде, но он был убежден, что женщины, согласно предписаниям норм ислама, обязаны покрывать голову, то есть носить хиджаб, чтобы быть «праведными мусульманами». Сейчас в моем гардеробе нет коротких платьев, юбок. Моя дочь, ученица третьего класса, тоже носит такую же одежду, конечно, в школе запрещают, но все остальное время я одеваю ее по мусульманским традициям. Считаю, что так должны выглядеть все женщины. Они не должны быть открытыми и доступными взору других, а хиджаб и никаб нужны для того, чтобы защитить себя от нескромных случайных взглядов людей противоположного пола.

Эльмира Д., 36 лет:

– Не хочу никого обидеть, но мы, наконец, должны признать, что ношением данной одежды на сегодняшний день больше отдают дань моде. Мне не очень приятно наблюдать, когда на улице вижу женщин, молодых девушек, и даже маленьких девочек, облаченных в хиджабы и никабы, при этом многие ведут себя недостаточно скромно. Главное – иметь чистые помыслы внутри.

Марина С., 38 лет:

– Я русская, но родилась и выросла в Казахстане. Поэтому казахская культура мне близка, мой супруг даже научился играть на домбре. На одном из тоев ему подарили чапан, который гордо красуется на почетном месте в нашем доме. У меня есть платья с казахскими орнаментами, я в них хожу на свадьбы, дни рождения, – это очень красиво. И я призываю девушек, чтобы они не забывали о своей истории, культуре, традициях.

Динара К., 29 лет:

– В плане разнообразия национальной одежды, мы – богатый народ. Я работаю в ателье, и в последнее время меня очень радует то, что люди все-таки стали отдавать предпочтение национальным атрибутам. Сейчас я приняла заказ на пошив делового костюма, но на рукаве и воротнике будут элементы национального орнамента. Девушки и женщины все больше желают видеть на себе национальные наряды, но в современном и скромном исполнении. А не так давно девушка заказывала брючный костюм, сверху удлиненный кардиган и головной убор – такия. Наряд получился необычным, но, как оказалось, заказчица будет носить его в повседневной жизни. Это меня приятно удивило. Ведь на самом деле, когда мы примеряли костюм и головной убор, это не выглядит странным, напротив, это вызывает чувство патриотизма и гордости. И я решила сшить себе тройку примерно в таком же стиле. Среди заказчиков у меня не только женщины, но и мужчины, которые также стали просить добавить на манжеты и воротники элементы казахского орнамента. По моему убеждению, женщины должны отходить от традиций других народов и возвращать свою культуру.

Галина Д., 56 лет:

– Признаться, укутанные с ног до головы женщины у меня, кроме тоски и сострадания, ничего более не вызывают. Женщина приходит в этот мир, чтобы вдохновлять и украшать мир, нас так задумал Всевышний. А какие чувства может вызывать женщина, замурованная с ног до головы, лишая себя творчества. Уверена, можно и без хиджаба быть скромной, не пошлой, целомудренной и вызывать уважение у мужчин. А если мужчина духовно не развит, тут уж точно никакой хиджаб не спасет.

Наиб имам центральной мечети Науырыз Убаев:

– Да, согласен, казахские девушки носили длинную одежду, но не закутывали шею и голову. Также они не носили платки до замужества. В Коране прописано, что нужно закрывать определенные участки тела, но о хиджабе речь никогда не шла. Главное в Исламе, это быть чистым внутренне, правильным в помыслах и действиях, охранять свои сердца от злых умыслов, и только потом проявлять внешние признаки религиозности.

Глава государства считает, что «навязывание чуждых религиозных взглядов, в виде архаичных форм одежды» – вызов нашим традиционным устоям и ценностям. При этом он положительно отметил практику ношения одежды в национальном стиле. Национальная одежда и должна служить ориентиром для нас.

Лилия Сисенбаева,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале