3.06.2024, 16:00
Просмотры: 119

Как измерить ценность генофонда?

Уникальный сад «Экспериментальный сад-питомник имени селекционера Сергея Исаева» не имеющий аналогов на всем постсоветском пространстве ушел под воду в результате паводка. Почти два месяца ценнейшие сорта коллекционных яблонь и винограда, собранные в течении 10 лет, простояли в воде, и по предварительным подсчетам почти 80% из них погибли. Как будет оцениваться и возмещаться ущерб садовода выясняли в региональной палате предпринимателей ЗКО «Атамекен».

cb7f0d0c-d9e3-4670-bff1-d3b8f37edcf6

Кайрата Каримова известного ученого селекционера знают далеко за пределами родного города. Они с супругой Розой Умурзаковой постоянные участники различных международных конференций и форумов, на протяжении многих лет сотрудничают с Ботаническим садом МГУ им. М.В.Ломоносова; ГУП МО «Ивантеевский лесной селекционный опытно-показательный питомник»; институтом садоводства и овощеводства Таджикской академии сельскохозяйственных наук; ФГБУН института степи Уральского отделения Российской академии наук; Кушнаревским селекционным центром Башкирского НИИ СХ УФИЦ РАН.На то, чтобы вырастить уникальный сад с сорто-подвойными комбинациями яблонь и вывести сорта, наиболее подходящие для выращивания в регионах с резко-континентальным климатом потребовалось более 10 лет, и огромные вложения, в этот сад Кайрат Каримов вложил весь свой логистический бизнес. И в одночасье его детище, бесценный сад, все редкие сорта яблонь, винограда, плодовоягодных и декоративных кустарников, а также редкие сорта хвойников и элитных деревьев оказались под водой. После того как с сада частично сошла вода, он представляет собой жалкое зрелище, большая часть деревьев погибла и эти сорта уже не восстановить. Все научное сообщество поддерживает Каримова, метры садоводства считают, что потеря сада невосполнимая утрата для всего генофонда республики, ведь супруги Каримовы по сути выполняли задачу целого НИИ. Открывая пресс-конференцию  председатель Регионального совета Палаты предпринимателей Мурат Джакибаев отметил, что несмотря на такое тяжелое испытания, садовод на отчаялся и намерен возродить свой уникальный сад заново, но для этого ему потребуется поддержка государства.

– Сад-питомник памяти С.И.Исаева - это не только достопримечательность нашего региона, здесь собран ценнейший генофонд, Кайратом и Розой проделана громадная работа по сортоизучению и районированию яблонь, это не просто сад – это научное достояние. Именно поэтому государственные органы должны поспособствовать восстановлению сада-питомника, а для этого необходимо внести корректировки в нормативно-правовые акты, регулирующие порядок и процедуру возмещения ущерба объектам бизнеса, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций. А в данном случае ущерб следует оценивать с учетом исторических затрат и проведения научных работ в области генетики и международного статуса сада-питомника, – подчеркнул Джакибаев. В своем выступлении Кайрат Каримов подчеркнул, что ранее он никогда не обращался за помощью к властям и все что он создал было сделано исключительно на собственные средства.  И если региональная комиссия по возмещению имущественного вреда предпринимателям, пострадавшим от паводков, будет оценивать размер ущерба по критериям, предусмотренным для обычных садов, возрождение генофонда плодовых культур станет невозможным.

– Я не знаю, как определить ценность нашего сада.Речь идет о генофонде яблонь, мы хотим восстановить имеющиеся у нас сорта. В нашем саду собран ценнейший генофонд плодовых культур. Мы на протяжении многих лет проводили научную работу по сортоизучениюподвойных комбинаций яблонь, для восстановления и развития садоводства не только в ЗКО, но и в других регионах с аналогичными суровыми климатическими условиями. Собрать такой генофонд очень тяжело, поэтому он имеет стратегическую важность для государства. Генофонд имеет свойство исчезать, некоторые сорта если исчезнут у нас, то исчезнут уже полностью. Некоторые, к сожалению, возродитьуже не сможем, негде взять сеянцы, а тех ученых, которые нам помогали нам уже нет в живых. Эти сорта увы безвозвратно потеряны. У нас генетический питомник – в нем были собраны сортовые яблони. Сейчас более 80% сада погибло, это по предварительному осмотру,возможно будут еще потери, столько времени под водой деревья простояли. Чтобы вырастить одно сортовое дерево, нужно минимум 3 года. Я бы хотел, чтобы государство оказало нам материальную помощь, но не как за обычный плодовый сад, а с учетом именно научной ценности и помогло восстановить наш сад-питомник. Это не только мое мнение, но и мнение ученых со всего постсоветского пространства и Европы, которые поддерживают наси переживают. Яблоневым садам хорошо расти в пойме рек, их раньше так и сажали - там более богатые земли, когда приходит вода, почва насыщается микроэлементами. На месте нашего сада всегда были сады, но таких потопов, чтобы вода стояла два месяца не было, даже старожилы такого не припомнят.Вода приходила и через несколько дней уходила, без вредя для деревьев. Теперь нам необходимо перенести наш сад в более возвышенное место и начинать все заново, – рассказал Кайрат Каримов.

Сады очень энергоемкий и затратный процесс и быстрой прибыли от него нет, поэтому садоводством занимаются только настоящие энтузиасты и фанаты своего дела.  Плодовый сад вступает в активную фазу плодоношения и наиболее продуктивен к 10 году.

К сожалению, механизма по возмещению ущерба научной работы по словам исполняющего обязанности руководителя управления сельского хозяйства ЗКО Рустема Зулкашева пока нет.

– Ущерб, причиненный физическому или юридическому лицу в результате ЧС природного характера, определяется комиссией в сфере растениеводства, исходя из расходов, понесенных на выращивание конкретной сельскохозяйственной культуры, согласно технологической карте. Сейчас управление сельского хозяйства разрабатывает технологические карты по ущербу, который понесли наши фермеры из-за паводка, включая и Кайрата Каримова. Эти карты будут направлены позже на утверждение в институт растениеводства и земледелия города Алматы. Когда их утвердят, управление сельского хозяйства должно направить эти карты в районы ЗКО, чтобы противопаводковые комиссии руководствовались ими в определении размеров ущерба.Для садоводов есть отдельная методика, где учитываются деревья, трудозатраты, какая агротехника была использована при выращивании. Но здесь питомник имеет научное значение, в нем выращиваются редкие сорта. Каким образом при выплате компенсации будет учитываться этот момент, пока сказать сложно, но мы всячески будем стараться помочь, – пояснил Зулкашев.

Приблизительную сумму ущерба озвучила заведующая отделом плодоводства и картофелеводства ТОО «Уральская сельхозопытная станция» Ажар Шауленова, которая вошла в комиссию по определению ущерба от наводнения сада-питомника имени Исаева. По результатам обследования, предварительный ущерб, который принес яблоневому саду, виноградникам и маточнику по выращиванию саженцев плодовых деревьев паводок 2024 года, составил 370 миллионов тенге.

– 370 миллионов – это минимальная сумма, которая вложена в сад. Мы посчитали только растения, сюда не вошли трудозатраты, затраты на подготовку территории, потери от погибели газонных трав, более 100 видов цветов и декоративных кустарников, поливного орошения, складов, техники и много всего, что пострадало во время паводка. Только восстановление генофонда элитных сортов яблонь и винограда требует огромных вложений, не говоря уже о санитарных работах по уходу за деревьями — это обрезка, подкормка деревьев, улучшение механического и химического состава почв и многое другое. В действительности, ущерб в разы больше, чтобы восстановить все это уйдут годы, на это нужны огромные средства, – сказала А.Шауленова.

По предварительным оценкам специалистов в саду уже погибло свыше 5700 яблонь и груш и все 225 виноградных кустов. Кроме того, все имущество в единственном доме садоводов: тракторы, насосы, садовый инвентарь, удобрения, фунгициды, все что было в складских помещениях все ушло под воду.

В конференции приняли участие ученые в области растениеводства и плодоовощеводства. В частности, Кандидат сельскохозяйственных наук, профессор, руководитель Казахстанско-Нидерландского центра «Интенсивный сад» Гульфаридат Кампитова также подчеркнула, что сад Каримова имеет очень большую ценность стратегическое значение для нашей страны.

– Если сейчас мы не сможем спасти этот генофонд, то родина яблок Казахстан будет зависеть от других стран. Кайрат выращивает генофонд, который растет в суровых климатических условиях. С помощью яблок Кайрата мы можем обеспечивать продовольственную безопасность, решать многие экологические проблемы, особенно в прикаспийской зоне. Пришло время подумать о том, что мы оставим нашему будущему поколению. Тот труд, который вкладывают Кайрат и Роза – это неимоверный вклад. Они думают о народе, о том, чтобы сделать для него что-то полезное. Мы все должны поддержать их, мы в долгу перед такими людьми. Если бы в Казахстане было больше таких людей как Кайрат, то мы давно жили мы намного лучше, – подытожила свое выступление ученый. Кандидат сельскохозяйственных наук, учёный селекционер Евгений Сальников обращаясь ко всем присутствующим отметил, что собранный Каримовым генофонд никак нельзя потерять и необходимо изыскать средства для восстановления уникального сада.

Доктор биологических наук, академик Казахстанской академии естественных наук, генеральный директор Института ботаники, генеральный директор Ботанического сада Казахстана Гульнара Ситпаева отметила, что сад созданный усилиями Кайрата и Розы– это все что у них есть, в сад было вложено все состояние, которое имел бизнесмен.

– Это бесценный вклад в развитие региона, экологию,  продовольственную безопасность страны. Уникальные сорта яблонь и винограда собирались по крупицам, за годы поездок по разным городам и странам. Они были адаптированы и районированы к местному климату для промышленного производства. Кроме того был большой ассортимент декоративных древесных и кустарниковых растений, а это бесценный материал для озеленения городов западных регионов Казахстана с учетом суровых климатических условий. То, что случилось с садом - это трагедия – погиб уникальный генофонд. Оценить его стоимость невозможно. Многие сорта были готовы для внедрения – чтобы выращивать промышленные сады. Вся работа шла без поддержки государства, они не преследовали какой-либо выгоды. Это национальное достояние, которое мы сейчас теряем. Нужны рабочие руки, техника, деньги, чтобы восстановить сад. Призываю местные власти обеспечить Кайрата Каримова и его супругу всем необходимым в кратчайшие сроки, чтобы восстановить их сад, — высказала просьбу о поддержке селекционеров Гульнара Ситпаева.

Евгения Максимова,

zhaikpress.kz

Фото автора

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале