25.07.2024, 15:00
Просмотры: 221

В Казахстане заново открыта отдельная программа бакалавриата «Транспортное строительство»

В результате целенаправленной совместной работы Министерств транспорта, а также науки и высшего образования и Казахстанского дорожного научно-исследовательского института в Казахстане заново открыта отдельная программа бакалавриата «Транспортное строительство».

жол дорога ЖП 2024

Фото: иллюстрация zhaikpress.kz

– В целях решения одной из системных проблем кадрового дефицита в автодорожной отрасли на направление по подготовке квалифицированных дорожников в текущем году будет выделено порядка 1000 государственных образовательных грантов. Согласно ранее проведенному анализу, на сегодняшний день в дорожной отрасли не хватает около 1,5 тысячи дипломированных специалистов, – отметила руководитель департамента науки, дорожно-строительных и новых материалов АО «КаздорНИИ» Мейрамгуль Кабдыгалиева.

В настоящее время в Казахстане подготовку специалистов автодорожной отрасли осуществляют 8 высших учебных заведений – Казахский автомобильно-дорожный институт им. Л.Б. Гончарова (г. Алматы), Казахский национальный исследовательский университет Satbayev University (г. Алматы), Восточно-Казахстанский технический университет им. Д. Серикбаева (г. Усть-Каменогорск), Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова (ПГУ)
(г. Павлодар), Академия логистики и транспорта (АЛТ) (г. Алматы), Международный транспортно-гуманитарный университет (г. Алматы), НАО «Таразский региональный университет им. М.Х. Дулати» (г. Тараз), Карагандинский технический университет им. академика А.С. Сагинова (г. Караганда).

По информации КаздорНИИ, в 2023 году количество выпускников вузов по образовательным программам «Строительство автомобильных дорог и аэродромов», «Строительство мостов и тоннелей» составило 278 человек (бакалавры – 270, магистранты – 8). Контингент студентов по всем курсам на 2023-2024 учебный год по образовательной программе «Строительство автомобильных дорог и аэродромов» составляет 670 человек (бакалавры – 646, магистранты – 24), по образовательной программе «Строительство мостов и тоннелей» – 84 человека (бакалавры – 80, магистранты – 4). Но не факт, что даже это малое количество выпускников будет трудиться в дорожной сфере. Молодежь неохотно идет в эту отрасль, работать приходится где-то в степи, месяцами пропадая на участках строительства. Куда охотнее они идут в гражданское строительство.

– С чего начинается строительство дорог? С грамотных и продуманных проектов, которые не могут быть типовыми для каждого региона. Нужен комплексный подход с учетом географического положения, климата, состава почвы, погодных условий каждого региона. Чтобы строить качественные дороги, необходимо иметь не только современную спецтехнику, хорошие строительные материалы, но и квалифицированные кадры. Нехватка кадров в дорожной отрасли сегодня ощущается остро, это связано с небольшим выпуском специалистов, – подчеркнула М. Кабдыгалиева.

Одна из главных причин нехватки специалистов-дорожников – включение специальности «Строительство автодорог и аэродромов» в направление «Архитектура и строительство». Из-за этого студенты – будущие дорожники – не получают достаточный объем знаний по своей специальности, и как итог – низкий уровень подготовки, нехватка квалифицированных дорожных строителей.

– Раньше будущие дорожники углубленно изучали все нюансы выбранной специальности, начиная с геологии, гидрологии, проектирования и заканчивая правилами дорожного движения. С объединением в 2004 году нескольких специальностей в одну группу образовательных программ «Строительство», молодежь после окончания вуза чаще выбирает промышленное и гражданское строительство, так со временем был потерян целый пласт кадров автодорожной сферы, – отметила руководитель Центра развития компетенций АО «КаздорНИИ» Гульжамал Умарова.

Чтобы отрасль развивалась, а качество дорог становилось лучше, нужны не только

грамотные специалисты, но еще и ученые, которые бы проводили исследования, внедряли новые технологии. Таких людей сейчас тоже практически нет. Начиная с 2011 года, не было выделено ни одного образовательного гранта на обучение в докторантуру по специальности «Транспортное строительство». За 12 лет степень доктора получили всего 2 человека, обучившись за свой счет.

– И только в этом году вышел приказ о выделении 10 грантов на подготовку док-торов PhD по специальности «Транспортное строительство». Это огромный стимул к подготовке высококвалифицированных специалистов, что даст начало решению проблем дефицита кадров в дорожной отрасли. Объемы строительства растут, рынок труда в этой отрасли нуждается в кадрах, а выпускается их недостаточно. Это все, естественно, отражается и на качестве строительства автомобильных дорог, – отметила Г. Умарова.

Со своей стороны, Центр развития компетенций сейчас расширил программу повышения квалификации дорожных специалистов. И дорожники проявляют хорошую инициативу к обучению новым технологиям. В прошлом году свыше 250 человек повысили квалификацию, для сравнения, в 2021 году всего 20 человек прошли курсы повышения. Это говорит о том, что дорожники стремятся улучшить свои знания и навыки, чтобы обеспечить более качественное строительство и обслуживание дорог.

– В перечне курсов повышения квалификации КаздорНИИ представлены такие темы, как контроль качества дорожно-строительных материалов и работ, безопасность дорожного движения, строительство дорожных покрытий, автор-
ский и технический надзор. В процессе обучения применяются и теоретические, и практические занятия. Также мы проводим выездные обучающие семинары. Главная цель – дать дорожным специалистам необходимые навыки и знания для выполнения качественной работы на местах. Ведь известно,  что от качества дорог зависят, в буквальном смысле, жизни людей, – подчеркнула руководитель обучающего центра.

Также для решения проблемы дефицита кадров научным институтом в прошлом году создан Цифровой банк профессионалов дорожной отрасли. Это собственная разработка КаздорНИИ. База дорожников Jolshy содержит информацию обо всех специалистах дорожной отрасли – от выпускников вузов до ветеранов, работающих на строительстве, в проектировании и эксплуатации автодорог.

– В частности, в ней будут отражены сведения о квалификации специалистов, опыте их работы, наличии сертификатов о прохождении курсов повышения квалификации и т.д. При этом для работодателей предусмотрена возможность подбора нужных кадров. Сейчас ведется заполнение базы и интеграция с другими государственными системами, – рассказала Г. Умарова.

Сезон дорожных работ в самом разгаре. Строятся и ремонтируются тысячи километров автотрасс. Работы хватает, не хватает рабочих рук. Чтобы решить проблему дефицита кадров в автодорожной отрасли, нужно решить глобальную задачу – повысить престиж дорожно-строительной специальности в обществе и привлечь в отрасль молодых специалистов.

Жанна Балыкова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале