В конце прошлого года в рамках реализации Послания Президента РК Касым-Жомарта Токаева «Экономический курс Справедливого Казахстана» был инициирован и запущен социальный проект «Сапалы өнім».
Фото с архива сайта
Главная цель проекта – защита внутреннего рынка от некачественной и опасной продукции, а также создание условий для развития честной конкуренции среди производителей. О том, как реализуется данный проект в регионе, на брифинге в РСК рассказали руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей по ЗКО Эльмира Киматова и председатель ОО «Западно-Казахстанское областное общество защиты прав потребителей» Дарина Телагисова.
Эльмира Киматова отметила, что для защиты прав потребителей и обеспечения безопасности продуктов питания, в рамках проекта общественные организации проводят масштабные проверки. В этот процесс вовлекаются не только государственные органы, но и неправительственные организации, а также представители бизнес-сообщества.
– В силу географических факторов в нашем регионе присутствует огромное количество привозной пищевой продукции импортного производства – молочка, кондитерские изделия, полуфабрикаты, детское питание и многое другое. Именно импортная продукция, несмотря на логистические расходы поставщиков, стоит дешевле продукции отечественных производителей. А рядовой потребитель, в основном, при выборе товара ориентируется на стоимость, стараясь выбрать подешевле. Наша цель – обеспечить защиту отечественных производителей и потребителей на внутреннем рынке от небезопасной и некачественной продукции, а также создание условий для развития добропорядочной конкуренции, – говорит Э. Киматова.
В свою очередь Дарина Телагисова рассказала о результатах работы по обеспечению безопасности и качества товаров на территории области. По словам спикера, в регионе было отобрано 32 вида образцов продовольственной продукции. Это колбасные изделия, сосиски, молочная продукция, лапша быстрого приготовления, чипсы, шоколадные конфеты, рыбные консервы, кондитерские изделия и др.
– Товары были переданы в аккредитованные лаборатории, по результатам протоколов исследования во всех наименованиях пищевой продукции выявлены нарушения требования технического регламента таможенного союза. К примеру, на упаковках кондитерского изделия HARIBO Sguishy (Турция), хлопкового рафинированного дезодорированного прессованного масла «Lazzat» (Узбекистан), сливочной лапши с индейкой (Китай), говяжьего супа Ангачи (Китай), острых палочек с приправами (Китай), хрустящих рисовых изделий из кедровых косточек (Китай) нет информации для потребителя на русском и казахском языках о составе, дате изготовления, сроке годности, условиях хранения, рекомендаций и ограничений по использованию, показателях пищевой ценности и других сведений. Также отсутствовал единый знак обращения продукции на рынке государств-членов таможенного союза, – рассказала Д. Телагисова.
Также были проверены полукопченые колбасы – «Дуслак халяль, венская халяль» из мяса птицы и «Конская халяль» от российского производителя ИП «Хайруллов», «Папа может» и «Краковская» от производителя «Мираторг-Курск», молочно-шоколадная паста «Мягкий молочный шоколад», бисквитный торт «Цветной кусочек», натуральные рыбные консервы производства ООО «Владон», соевый соус премиум-класса «Susami».
– Экспертиза маркировки выявила ряд несоответствий: на упаковках не было указано количество, общий вес продукта, отсутствовала информация на государственном языке, кроме того, ни в одном из образцов не было информации о наличии компонентов, полученных с применением ГМО, в связи с чем говорить о полной безопасности данных продуктов мы не можем. Встречаются на полках испорченные и просроченные товары. Так, в одной из торговых точек города был закуплен мясной продукт – сервелат мускатный полукопченый (категории Б) торговой марки «Орский деликатес», на основании органолептических показателей установлено, что продукт полностью испорчен, наличие плесени может указывать на нарушение условий хранения продукции. Но, хотелось бы отметить общее несоответствие, что характерно для большинства исследованных товаров, на упаковках отсутствует дата изготовления продукции, срок годности, номер партии, некоторые производители не указывают наименование и место нахождения организации, рекомендации и ограничения по использованию, показатели пищевой ценности, в некоторых продуктах нет единого знака обращения продукции на рынке государств-членов таможенного союза в случаях, предусмотренных ТР ТС. Поэтому, всегда проверяйте наличие полной и достоверной маркировки на упаковке, важно, чтобы информация была представлена на казахском и русском языках и содержала полноту сведений о товаре. При обнаружении нарушений обращайтесь в соответствующие органы. Это поможет не только защитить права и здоровье потребителей, но и обеспечить более высокий уровень безопасности и качества продукции на рынке, – подытожила спикер.
Перизат Баймагамбетова,
zhaikpress.kz