2.05.2025, 16:15
Просмотры: 660

Дуальное обучение для кадров нового поколения

В Год рабочих профессий государство делает ставку на развитие технического и профессионального образования (ТиПО). Активное участие в этой работе принимает Национальная палата предпринимателей «Атамекен», ставшая мостом между учебными заведениями и бизнесом. Важной частью этой деятельности стало проведение обучающих семинаров для мастеров производственного обучения и наставников предприятий, в том числе и в Западно-Казахстанской области.

Диалог для бизнеса для Инсты(1)

Так, в Уральске на базе Высшего аграрно-технического колледжа состоялся двухдневный обучающий семинар на тему «Педагогика обучения на рабочем месте». Участие в нем приняли мастера, производственники и представители частного бизнеса, готовые работать со студентами в рамках дуальной системы образования.

Открывая семинар, директор региональной палаты предпринимателей ЗКО Максат Куланбаев отметил, что работа по профориентации и поддержке дуального обучения ведется в области уже не первый год:

 – С момента образования палаты предпринимателей ЗКО нами ведется активное сотрудничество с колледжами. Отдел развития человеческого капитала внедряет практические модели, и мы видим, как из теории появляются реальные программы, работающие на благо студентов и бизнеса, – подчеркнул Куланбаев.

Он поблагодарил команду мультипликаторов НПП «Атамекен» и выразил уверенность, что знания, полученные участниками семинара, помогут им эффективнее взаимодействовать с молодежью и совершенствовать систему наставничества.

Заместитель директора департамента развития человеческого капитала НПП «Атамекен» Лязат Шонаева подробно рассказала о немецкой модели дуального обучения, на которую Казахстан все чаще ориентируется.

 – В Германии дуальное обучение – это не запасной путь, а осознанный выбор. Родители наблюдают за склонностями ребенка и помогают ему выбрать направление – будь то инженерия, строительство или сфера услуг. Обучение в профессиональной гимназии длится три года, по завершении выпускник получает аттестат зрелости, который открывает путь в университеты и технические вузы, – пояснила она.

В ходе семинара Шонаева также поделилась вдохновляющим примером одного астанинского предпринимателя, который начал подбирать кадры еще со школьной скамьи:

 – Он ищет подростков, увлеченных IT и программированием, беседует с ними, изучает их успехи и после знакомства с родителями предлагает колледжи, где можно продолжить образование. Этот подход – пример стратегического мышления, к которому мы хотим приучить всех предпринимателей, – рассказала она.

Эксперт первой категории НПП Инна Региль в своей части обучения сосредоточилась на практических аспектах: как правильно организовать обучение на рабочем месте, как проводить инструктаж, выстраивать доверие с практикантами, повышать мотивацию студентов и обеспечивать безопасность.

 – Наставник – это не просто «старший по цеху», это педагог, коммуникатор и мотиватор. Молодежь чувствует, кто к ней относится с уважением, и кто готов передавать не только навыки, но и любовь к профессии, – отметила она.

Одним из острых вопросов, поднятых участниками, стало отсутствие законодательного механизма, обязывающего студентов колледжей, обучающихся по государственным грантам, отрабатывать определенный срок на предприятиях.

 – Сегодня мы тратим ресурсы на подготовку специалистов, а после получения диплома выпускники уходят в свободное плавание. Государство заплатило, предприятие вложилось, а результата нет, – прозвучало с мест.

Мастера предложили закрепить в законодательстве обязательную трёхгодичную отработку выпускников колледжей, аналогичную существующей в вузах. По их мнению, это станет стимулом для студента остаться в профессии и благодарно отнестись к тем, кто дал ему старт.

 

Лязат Шонаева прокомментировала позицию Министерства просвещения:

– Министерство ссылается на то, что большинство студентов колледжей – несовершеннолетние. Поэтому требование об обязательной отработке якобы нарушает их права. Хотя в отношении выпускников 11 классов такая мера могла бы быть уместной, – пояснила она.

При этом она напомнила, что даже в вузах выпускники часто уклоняются от отработки и государству приходится судиться за возврат средств. Аналогичные ситуации могут возникнуть и в системе ТиПО, если инициативу все-таки одобрят.

Одним из самых эмоциональных моментов семинара стало обсуждение темы отсутствия подготовки по профессии «обувщик» в колледжах западного региона.

 – Мы с вами говорим о развитии ремесел, но в ЗКО, Атырауской, Актюбинской и Мангистауской областях нет ни одной группы, где бы учили пошиву или ремонту обуви. А спрос есть всегда! – возмутились участники.

Руководитель Дома моды «Мария Ханым» Жулдыз Хуспанова поставила важный вопрос:

 – Как мотивировать молодежь выбирать рабочие профессии, если им с детства внушают, что престиж – это только офис и диплом? Нам нужно менять сознание, прививать уважение к труду, – уверена она.

Семинар завершился вручением сертификатов участникам, успешно прошедшим полный курс. Представители НПП «Атамекен» заверили, что все предложения и озвученные проблемы будут систематизированы.

 – Мы внимательно зафиксировали все: от отсутствия узких специальностей до потребности в педагогических инструментах. Семинар прошел в формате живого общения между производством и образованием, – подытожила Инна Региль.

Семинар стал не только обучающей площадкой, но и местом конструктивного диалога между бизнесом, образованием и экспертами. Звучавшие предложения и озвученные проблемы будут переданы в центральные органы. А те вопросы, которые возможно решить на уровне области, будут вынесены на обсуждение с МИО и профильными структурами.

Словом, семинар стал вкладом в развитие практикоориентированного образования и шагом к формированию будущего профессионального Казахстана.

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале