Это история о человеке, который прошел путь от простого стрелочника железной дороги до старшего механика СЦБ. Это система, которая отвечает за безопасность движения поездов, автоматическое управление стрелками и сигналами и контролирует занятость путей и перегонов.

Давно нет среди нас Жолтая Балмуханова, но память о нем жива. Благодарные сельчане, родственники вспоминают о нем, как о высококлассном специалисте, внесшем вклад в развитие железной дороги, да и в общем, как о порядочном человеке и семьянине.
Жолтай Атапкелович – человек труда, слова и чести. Более полувека своей жизни он посвятил железной дороге.
Все началось в 1957 году. Окончив среднюю школу, молодой Жолтай пришел работать стрелочником на разъезд Таксай. Работа была непростая: круглосуточные дежурства, жара летом, мороз – зимой. Но он не жаловался. Он учился, наблюдал, копил опыт. Ответственность и точность в каждом движении – это стало его правилом.
Работая, Жолтай Атапкелович параллельно учился – окончил два института, физико-математический факультет УПИ им. А. Пушкина (пединститут) и Алма-Атинский институт инженеров железнодорожного транспорта.
В это же время создал семью, женившись на красавице Марфуге, которая подарила ему семерых детей, стала обладательницей награды «Алтын алқа». Марфуга Бекбергеновна тоже перед выходом на пенсию несколько лет проработала монтером СЦБ.
Учеба, работа, семья, дети, хозяйство – все это занимало значительное время. Но Жолтай успешно справлялся со всеми нагрузками, благодаря тому, что умел расставлять приоритеты. И при этом оставался преданным своей профессии.
Став начальником разъезда, а затем и электромехаником, он работал над внедрением современного оборудования, связи централизации. «Совместно с коллегами Жолтай Атапкелович осваивал сложную технику и новые, современные системы оборудования СЦБ , часто самостоятельно, без помощи», – вспоминают его коллеги.
За самоотверженный труд он был удостоен высокой награды – знака «Почетный железнодорожник». Это признание – не просто формальность. Это знак уважения за годы честной работы, за вклад в развитие отрасли, за верность делу.
Все его дети давно уже выросли, стали достойными людьми, создали свои семьи. Дело Жолтая Атапкеловича продолжают дочь Гульсара, электромеханик связи линейно-аппаратного зала ст. Туркестан, сыновья – Абай и Мурат тоже трудятся электромеханиками СЦБ. Один – на ст. Пойма, другой – на ст. Алгабас. Все дети Жолтая Атапкеловича не раз награждались медалями, знаками и Почетными грамотами от профильного Министерства.
Дети не просто сохранили наследие отца. Они с гордостью продолжают трудовую династию Балмухановых.
А еще Жолтай ага был заядлым книгочеем и постоянным читателем сельской библиотеки. Предпочитал помимо художественной литературы и документальную – о политике. В выборе часто подагался на вкус библиотекаря, и что она предлагала, читал с интересом. А когда приносил назад прочитанные книги, всегда благодарил библиотекаря за то, что она так грамотно подбирала для него литературу, учитывая его предпочтения. Однажды, видя как она подшивает газеты в скоросшиватель, который с трудом вмещал выпадающие газеты, сказал, что это не дело. На следующий день принес собственноручно изготовленные пластиковые нарезки, сделав на них специальные заготовки для подшивки. Теперь годовая подшивка размещалась совершенно свободно. Эти приспособления до сих пор верно служат библиотеке. Казалось бы, мелочь, но когда библиотекарь подшивает периодику, всегда с добром вспоминает своего читателя.
Жолтай Атапкелович был не просто ветераном железной дороги, отдавшим 50 лет жизни ее развитию. Он был человеком, чей жизненный путь стал примером преданности, трудолюбия, силы характера.
И пусть его имя знает не весь мир, но для семьи, коллег, сельчан, для его пятнадцати внуков и шестнадцати правнуков он – герой. Герой своей железной дороги. Герой своей жизни и маленькой станции Алгабас.
Жумазия Кожамуратова,
библиотекарь ст. Алгабас
Теректинский район