4.09.2025, 10:00
Просмотры: 423

Короткий путь авто и длинный путь истца

В досадную ситуацию попал один из автолюбителей Уральска. За почти 18 млн тенге он приобрел автомобиль в автосалоне, но смог проехать на нем чуть более 15 с половиной тысяч километров, после чего машина сломалась. Целый год покупатель отстаивал свои права через суд, добиваясь возврата потраченных денег.

Upset man looking under hood of broken car outdoors

Фото: istockphoto

В итоге автомобиль был сдан продавцу, но установить причину поломки быстро не удалось. Изначально покупатель направил запрос с требованием предоставить сведения по техническому состоянию товара. В своем ответе продавец признал, что машина неисправна и для определения причин и согласования гарантийного ремонта проводится дефектовка двигателя внутреннего сгорания. В этой связи покупатель письменно потребовал заменить товар либо расторгнуть договор купли-продажи с полным возмещением стоимости транспортного средства. Однако претензия осталась без удовлетворения, что послужило причиной его обращения в суд.

В ходе рассмотрения суд №2 г. Уральска назначил судебно-экспертное исследование автомобиля. Согласно заключению экспертов, «… в двигателе автомобиля имелись технические неисправности. Дефект в маслоохладителе может являться заводским, наличие выявленной смеси в двигателе внутреннего сгорания и в системе охлаждения, что категорически недопустимо». Суд признал, что имеющиеся дефекты в транспорте являются существенными недостатками технически сложного товара и решил удовлетворить иск частично, расторгнув договор купли-продажи и взыскав с ответчика уплаченную сумму за автомобиль, плюс неустойку, расходы на проведение судебной экспертизы и прочие. Однако ответчик не согласился с этим и подал апелляционную жалобу.

К ее рассмотрению коллегией по гражданским делам областного суда был приглашен и департамент торговли и ЗПП по ЗКО. Основным доводом ответчика для отмены решения суда первой инстанции послужило: «Двигатель внутреннего сгорания является запасной частью, а не номером агрегата, на который производителем наноситься идентификационный номер... Исходя из изложенного экспертного вывода в заключении, - недостаток является устранимым». Вместе с тем, согласно постановлению судебной коллегии, «из общедоступных источников следует, что ДВС – это двигатель, который превращает энергию сгорания топлива в механическую работу. Поэтому с учетом его назначения данная неисправность, безусловно, может привести к дорожному происшествию и повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу истца. При этом не требуется наступления указанных негативных последствий для отнесения недостатка технически сложного товара к существенным». В итоге принятое судебное решение оставили без изменения:

– расторгнуть договор купли-продажи авто, взыскать с ответчика в пользу истца, уплаченную за автомобиль сумму в размере 17840000 тенге;

– 1784000 тенге неустойки;

– 112631 тенге – за расходы по проведению судебной экспертизы;

– 177960 тенге – за судебные издержки;

– 500000 тенге – за услуги представителя и 196240 тенге госпошлины.

– Потребителю потребовался год для того, чтобы доказать правомерность и законность своих требований. Данный случай является примером активной гражданской позиции и доказательством того, что закон РК «О защите прав потребителей» помогает добиться справедливости. В соответствии со статьей 401 п.2 Гражданского Кодекса по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном его нарушении другой стороной или в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законодательными актами и договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при его заключении. В соответствии с положениями данного Закона и нормами Гражданского Кодекса РК истец вправе требовать возврата денежных средств за приобретенный товар ненадлежащего качества, – резюмирует руководитель департамента торговли и ЗПП по ЗКО Эльмира Киматова.

Галина Каренских,

"Жайық Пресс"

Департамент торговли и защиты прав потребителей по ЗКО находится по адресу: г. Уральск, ул. Сарайшык,44/2 (здание управления координации занятости и социальных программ ЗКО, 3 этаж). Телефоны горячей линии: 25-06-03, 50-00-44. Сообщить о нарушениях потребительских прав можно и через телеграмм-бот (kzpp_bot) и портал электронного правительства (egov.kz) либо единую информационную систему защиты прав потребителей e-tutynushy.kz.

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале