Система центров обслуживания населения отмечает 20 лет со дня своего создания. Она стала очередным этапом совершенствования предоставления государственных услуг и перехода к цифровизации в этой сфере. В Бурлинском районе ЦОН открылся в декабре 2007 года. Трижды менялась его дислокация – старая часть города (ныне здание «Батысэнергоресурсы»), 4 мкрн (бывшее здание «Kaspi bank») и наконец здание по улице Железнодорожной напротив районной больницы. Тогда для людей было непонятным и непривычным, что вдруг стало возможным получить услуги в одном месте, и больше не требовалось ездить с одной и той же справкой по разным инстанциям. На сегодня ЦОН стал тем самым Римом, куда ведут все дороги.

Мы побеседовали с директором Центра обслуживания населения Луизой Хамиевной КУСАИНОВОЙ, чтобы узнать о том, что сейчас из себя представляет структура Центра обслуживания населения нашего района.
- Луиза Хамиевна, на сегодня сколько услуг населению предоставляет районный ЦОН?
- На сегодняшний день Центром обслуживания населения оказывается 1296 услуг. Наиболее востребованы услуги регистрации недвижимости и услуги по линии РАГС. С января 2025 года за 10 месяцев было оказано 15172 услуги.
- Заметно ли снизилась нагрузка на ЦОН после активного перевода ряда услуг в электронный формат?
- Да, снижение нагрузки на ЦОН заметно после активного перехода госуслуг в электронный формат. 92% госуслуг сегодня доступны на портале электронного правительства (egov.kz и egovMobile).

- На сегодня как выглядит структура районного ЦОНа? Есть ли кадровый дефицит?
- В структуру Центра обслуживания входят ресепшен (зона первичного приёма), где осуществляется встреча посетителей, проверка наличия и правильности документов, выдача талонов электронной очереди и направление граждан к соответствующим специалистам; операционный зал — основное помещение, здесь специалисты принимают документы, консультируют заявителей, оформляют запросы и передают их для дальнейшего рассмотрения; отдел выдачи документов, который обеспечивает выдачу готовых результатов оказания государственных услуг (удостоверений, справок, свидетельств и т.д.).
Кадровый дефицит у нас не наблюдается. На постоянной основе мы проводим техническое обучение и корпоративные совещания, посвященные нюансам работы и качеству оказываемых услуг.
- Есть ли услуги, перевод которых в цифровой формат пока не предоставляется возможным?
- Такие услуги действительно есть. К ним можно отнести, например, услуги, связанные с регистрацией недвижимости или получением удостоверяющих личность документов. Ведь они требуют личного присутствия услугополучателя и пока не могут быть полностью переведены в цифровой формат.
- По достижении пенсионного возраста раньше приходилось собирать массу документов, справок, неоднократно посещать выплатной центр. Сейчас же процесс упростился. Можете рассказать о том, какую роль в этом играет ЦОН и цифровые услуги?
- Процесс стал автоматизированным и значительно упрощённым. При достижении пенсионного возраста информация о гражданине автоматически поступает в Государственный центр по выплате пенсий (ГЦВП). Большая часть данных (о стаже, заработке, социальных отчислениях) теперь подтягивается из государственных баз данных. Гражданину достаточно однократно обратиться в ЦОН или подать заявление онлайн через портал. Все начисления (пенсия, базовая пенсия, солидарная и накопительная) оформляются в одном окне, без повторных посещений.
- Для получения электронных услуг требуется ЭЦП. Жители обращаются к так называемым «помогайкам». То есть, сейчас в ЦОНе выпустить ЭЦП с помощью ваших специалистов нельзя?
- С 11 августа текущего года у нас в стране изменился порядок получения ЭЦП. Если ранее электронную цифровую подпись можно было получить и онлайн, и при обращении в ЦОНе, то сейчас только онлайн. Услуга предоставляется на порталах egov.kz и pki.gov.kz. Перед выпуском необходимо заполнить онлайн-заявку и пройти биометрию. При успешном подтверждении личности ЭЦП выдается сразу. При неудачной идентификации (техническая ошибка, отсутствие фото в базе данных и т.п.) пользователю даются 4 попытки. Если и они не привели к желаемому результату, тогда предоставляется возможность подать заявку на получение ЭЦП через ЦОН.
Выпустить ЭЦП самостоятельно возможно в уголке самообслуживания в нашем Центре. Для этого у нас созданы все условия.

- Луиза Хамиевна, какие советы можете дать жителям района, чтобы уберечь свои персональные данные от доступа к ним мошенников?
- Действует Закон РК «О персональных данных», который регулирует сбор, хранение и использование данных граждан. Никогда не доверяйте свои паспорта, ЭЦП или банковские реквизиты «помогайкам» или незнакомым лицам. На компьютерах и телефонах должны быть антивирус, обновления системы и браузера, надёжные пароли. Сотрудники ЦОН не звонят сами услугополучателям и не просят продиктовать код или данные личных документов и т.д. Они обязаны соблюдать требования по конфиденциальности, не разглашать данные третьим лицам без законных оснований.
- Поздравляем ЦОН с круглой датой и желаем вашей системе дальнейшей плодотворной работы.
Беседовала Мария Пирог
Бурлинский район